Человек спорта. Одна судьба на двоих. 7.12.2019 г. № 96

Зачем спортсмену нужен тренер? Казалось бы человек спорта — человек с силой воли. Разве нельзя, при желании, самостоятельно отработать те или иные приемы? Какую роль чемпион играет в жизни своего спортивного наставника? Ответы на эти вопросы — в интервью «КЗ» с тренером-преподавателем ДЮСШ Алием Адзиновым.

Алий Борисович Адзинов — мастер спорта СССР по дзюдо, тренер высшей квалификационной категории. Его ученики — победители и призеры республиканских, всероссийских и международных соревнований, члены юношеской сборной России по дзюдо, мастера спорта России. В Гиагинском районе он воспитал таких спортсменов как Арман Галстян, Олег Санин, Елена Ткаченко, Юлия Мартюшева. Алий Борисович за заслуги в тренерской работе отмечен грамотами Комитета по физической культуре и спорту РА, Министерства образования и науки РА, главы администрации МО «Гиагинский район».
— Алий Борисович, в республиканском и районном мире дзюдо Вы известный человек. Долгие годы работаете тренером в ДЮСШ. Расскажите, с чего начался Ваш «гибкий путь»?
— Не очень-то я и давно работаю тренером — 20 лет всего лишь (улыбается). Дзюдо начал заниматься в восьмом классе, когда учился в 33-й школе (сейчас это СОШ №2 им. А. Асеева и Ю. Голикова). Мой дядя Пуш Мусович Адзинов был одним из первых в Адыгейской автономной области тренеров по дзюдо. Он и стал меня тренировать. Потом он уехал в Москву, и тренерская работа перешла ко мне, так сказать, по наследству. Это был 1972 год. К тому времени я уже стал кандидатом в мастера спорта. Организовал на базе Сахарного завода секцию по дзюдо и, пока не окончил школу, тренировал ребят, которые работали на предприятии.
— Много было желающих в 1972 году освоить дзюдо?
— Тогда дзюдо в Гиагинском районе было чем-то новым. Молодежь знала, что такое футбол, хоккей, а восточные единоборства — в диковинку. Но желающих научиться, попробовать свои силы было достаточно.
— Получается, что с 70-х Вы непрерывно занимаетесь тренерской деятельностью?
— Нет. После школы «за компанию» с друзьями я уехал в Ленинград. Там немного боролся сам, но не преподавал. Потом ушёл в армию. После службы переехал в Краснодар. Там недолго тренировал ребят. А дальше — перестройка, 90-е — крутился, как мог, не до спорта было.
— Как получилось, что Вы вновь стали тренировать и пришли работать в ДЮСШ?
— А я не шёл работать в ДЮСШ. В 99-м директор спортшколы Аюб Рамазанович Коблев, зная, что когда-то я занимался дзюдо, попросил меня помочь подготовить борцов к соревнованиям. Меня на время оформили водителем, и я начал проводить тренировки. А потом втянулся, когда пошли первые результаты. Ученики стали побеждать на соревнованиях — я остался в школе, появился стимул, были и азарт, и желание развиваться, учиться дальше. Я тогда решил: то, что дано мне в плане дзюдо, буду реализовывать в детях.
— Алий Борисович, тренировки значимы для победы на соревнованиях?
— Да. В борьбе большую роль играет подготовка. Чтобы выйти на ковёр, надо знать, кто твой соперник. Когда я тренировался в Майкопской школе дзюдо у Якуба Камболетовича Коблева, он нас учил приходить на тренировку с тетрадкой. У каждого в секции она была в обязательном порядке. Спортсмен записывал туда, с кем он боролся на соревнованиях. Сильные и слабые стороны противника, что соперник хорошо делает, а что не очень. Вместе с тренером мы анализировали бой, и к следующему соревнованию вырабатывали тактику борьбы с конкретным противником. У моих маленьких учеников тоже есть тетради. После каждой тренировки они старательно записывают, что делали, что получилось, а над чем стоит поработать. Потом вместе делаем выводы.
— Алий Борисович, какие профессиональные выводы сделали Вы за 20 лет тренерской работы?
— Чтобы научить, нужно постоянно учиться. Спортсмен — это борец. Он отвечает за свой личный результат. А тренер изучает вид спорта. Даже спустя 20 лет я продолжаю читать профессиональную литературу, смотреть, как борются другие дзюдоисты, общаюсь с коллегами, сам делюсь опытом с ними. Для меня не грех поучиться и у своего ученика, если он делает действительно что-то стоящее.
— Основная задача тренера — научить правильно выполнять те или иные приемы в дзюдо?
— Моя задача — научить ученика думать и размышлять. Приемы можно заучить и выполнять с закрытыми глазами. Но один и тот же прием невозможно повторить два раза одинаково во время борьбы. Почему? Потому что соперник двигается, сопротивляется, поэтому надо понимать, из какого положения что можно сделать. В какую сторону оттолкнуть противника, в какую на себя потянуть. Что значит изучать дзюдо? Это значит учиться думать, не зря же дзюдо переводится как «гибкий путь». В любом виде спорта нет ограничений по достижению каких-то целей. Поэтому я стараюсь научить детей, в первую очередь, думать, чтобы они понимали, чем они занимаются.
— Победа спортсмена — это труд и тренера. Но когда ученики побеждают, становятся чемпионами, наставник, как правило, остаётся в тени. Обидно ли, что признание получает только спортсмен?
— Когда кто-то не признает мой труд — не обижаюсь. Когда твой ученик от тебя отказывается и говорит, что он всего сам добился — это неприятно. Ведь с кого начинается путь борца? С тренера. Человек не рождается же мастером спорта? Тренеры вкладывают знания, учат бороться и добиваться результата. И приятно, когда ученики ценят твой труд.
— А можно ли обойтись без тренера? Самостоятельно подготовиться к бою? И согласны ли Вы с утверждением, что самая сложная часть боя — тренировка?
— Я своим ученикам рассказываю, что даже олимпийскому чемпиону нужен тренер. Казалось бы, чему можно учить чемпиона? Он и так уже все может. А я объясняю, что человек склонен себя жалеть, когда устал, когда ему больно. Он может перестать тренироваться просто из жалости к себе. А тренер не чувствует усталости спортсмена, его боли, он заставляет тренироваться, потому что на соревнованиях его никто не пожалеет — ни соперник, ни судья. Ты просто проиграешь. Поэтому тренировка — самая сложная часть боя. Сделай в 10, 20, 100 раз больше, чем можешь, только так можно стать победителем. Делайте выводы сами: можно ли обойтись без тренера?
— Какую роль чемпионы играют в судьбе тренера? Чему Вас научили воспитанники?
— Мои ученики для меня как родные дети. Мы вместе проводим уйму времени: тренируемся, постоянно ездим на соревнования. Бывает так, что в поездках приходится пить из одной кружки, есть из одной тарелки. Я знаю их достоинства, также я знаю все их недостатки, то же самое они могут сказать про меня. Если коротко, то ученики — это семья. Главное, чему научили меня мои воспитанники — терпению и умению находить индивидуальный подход. Для педагога это важно.
— Алий Борисович, спасибо, что встретились со мной и рассказали о призвании быть тренером. Надеюсь, что родителям будущих чемпионов наше интервью будет полезным.
Интервью подготовила С. Кикова.
Фото автора.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.