Твои люди, район. Любите жизнь, и она ответит вам взаимностью. 26.09.2020 г. № 74

На уроке физики, СОШ №4

Активная, мудрая, «своя» для учеников, потому что «в теме» их интересов, но в то же время педагог в авторитете, который умеет устанавливать границы. Речь идет об учителе четвертой школы, депутате районного собрания Ирине Анатольевне Викленко. Вчера ей присвоили звание «Почетный житель Гиагинского района». А намедни мы поговорили с учительницей о философии образования и судьбе женщины с мужскими мозгами.

Хочу, могу, делаю

С Ириной Анатольевной можно разговаривать бесконечно. Если изъясняться философски, она — источник мощного информационного потока, в который попадаешь и заряжаешься энергией. На ее уроках скучно не бывает, даже если с физикой и астрономией на «Вы». Учительница рассказывает, что школа — это место, где обмениваются мнениями.

— Задача учителя — научить его доносить свою мысль до другого человека. А для этого нужно научиться слышать себя. Вот в чем заключается учебный процесс. Я своим детям говорю: мне не нужны ваши слова, мне нужен смысл в ваших ответах.

На рабочем столе Ирины Анатольевны — букет роз. Бывший ученик подарил. Он проездом в станице. Зайти в гости к любимой учительнице, поделиться событиями своей жизни — добрая традиция.

— Вот этот парень с отличием окончил военную академию имени Будённого. И не просто с красным дипломом, он такого уровня был выпускник, что ему диплом вручал Владимир Путин в Георгиевском зале Кремля, — с гордостью говорит о своем ученике Ирина Анатольевна. — Мои ребята приходят ко мне постоянно. Один делится радостью, что у него сын родился, другой — профессиональными достижениями. Все мои ученики знают мой домашний адрес, где для них всегда открыты двери. И их судьба для меня никогда не будет чужой.

Ирина Анатольевна решительно говорит, что педагог — это не профессия, а образ жизни, к которому она, на первый взгляд, пришла совершенно случайно.

— Я училась в первой школе в Гиагинской. И когда ее окончила, была кандидатом в мастера спорта по горному туризму. Я очень любила философию и поступила на философский факультет в Санкт-Петербург. А через две недели после начала обучения забрала документы и уехала домой. Зачислили меня в институт не очень честно, и мне это не понравилось. Год работала вожатой в своей же школе. А потом вижу, мама переживает, что дочь не поступает никуда. Ну, думаю, поеду учиться в Краснодар на исторический факультет КубГУ. А туда набирали ребят, кто в армии отслужил, членов партии… в общем, мне там не светило. Забрала документы, и с такими же не поступившими пошли в кафе возле университета. Смотрим — бежит к нам девчонка и кричит: «Там на физфак зазывают. Пойдемте, места есть». А со мной рядом сидит парень, грузин, и спрашивает меня:
— Ты физику знаешь?
— Знаю.
— Мне домой никак нельзя возвращаться. Пойдем со мной экзамены сдавать. Поможешь мне написать.

А я ему: да пойдем. В общем, я поступила. Первый год прошел, и оказалось, что физика мне в кайф. И вот теперь я детям, своим ученикам, говорю: «Вы же не знаете, что вам действительно нравится. Вам родители сказали сделать так, но не факт, что то, чего хотят родители — ваше призвание. Поэтому в школе ребенку надо возможности открывать.

Вручение медалей воинам-интернационалистам. Январь 1988 г.

— То есть, физиком Вы стали случайно?

— Нет. Случайностей не бывает. Их в природе не существует. Я бы все равно стала физиком, но позже, другим путем бы к этому пришла. Знаешь же закон о теории вероятности? Вот это он. Любое событие в твоей жизни подготовлено заранее. У меня были блестящие учителя физики. Первый из них — Иван Степанович Евченко. Это был поэт и творец физики. Позже пришла в школу Валентина Павловна Сухорукова. Она была педагогом другого поколения. У нее был сис­темный, стабильный подход к предмету. Юрий Тихонович Шаров вел у нас начальную военную подготовку. Кроме этого, мы ходили в горы, занимались туризмом. Человек должен получать всестороннее образование. Школа формирует нас. Ребенок оканчивает школу, и у него открывается столько всего впереди. И вот одни эти возможности используют, а другие — нет. Я всегда говорю: «Дети, знания — это ваши крылья. Чем больше вы знаете, тем дальше летите. Да, в жизни будет всё, и трудности в том числе, но развитие напрямую зависит от знаний. Благодаря своим учителям я состоялась как личность. А меня учила такая плеяда педагогов… глыбища образования. И все, что было вложено моими учителями в меня, отработалось в жизни. Ньютон говорил: «Вы думаете, что это я такой великий? Я дальше вижу, потому что стою на плечах гигантов». Чем больше человек учится, тем дальше он идет.

— Как думаете, почему ваши выпускники к вам тянутся? Тоже физика? Закон притяжения?

— Учитель задает планку. На уроках я детям говорю: «Есть такой треугольник успеха: «Хочу, могу, делаю». Вы даже и не представляете, сколько всего вы можете. У вас в жизни о-хо-хо сколько возможностей есть и будет». Таким образом педагог задает направление, подталкивает к действию, помогает расправить крылья. А вот лететь или нет, подниматься, когда падаешь, или смириться — это уже выбор человека. Одно время я преподавала «Мировую художественную культуру». И тогда я даже не могла представить, насколько это увлечет детей. Четыре ученика из класса поступили в мореходку. То есть, они стали моряками, чтобы поехать за границу и своими глазами увидеть то, о чем я им рассказывала. И этому вчерашнему школьнику важно поделиться своими первыми жизненными знаниями и сверить их с теми, которые учитель дал ему в школе. Вот поэтому, я думаю, мои ученики, ко мне приходят в гости.

Женщина южных кровей

— У меня столько всего в роду интересного наворочено: и казаки, и староверы — по папиной линии, а по маминой — мастеровые из Воронежской губернии, которые пришли сюда строить хутора. Мы, женщины на юге, отличаемся от остальных по России. Во-первых, особенная красота, грация, а во-вторых, менталитет.

— И в чем суть этого иного мышления?

— Ну вот, например, я уже бы 100 раз могла быть руководителем, но я не хочу и не считаю высокий пост важным в жизни женщины. Руководить должен мужчина, а женщина — заниматься семьей, воспитанием детей, передавать мудрость, создавать уют в доме, да так, чтобы вновь и вновь мужчина туда хотел возвращаться и оставаться. Не будет женщины — не будет дома. Но при этом женщина равна мужчине. У казаков на Кубани никогда не было такого, что мужчина главный, а женщина — постольку, поскольку. Нет. Казачки наравне с женственностью своей могли не хуже мужчин защищать от врага свою станицу. Просто у мужчины свое предназначение, а у женщины — своё. Вот и вся суть.

— Допустим, что преподавание в школе — это часть воспитания детей. А остальное: наука, политика как-то не увязывается с менталитетом южной женщины.

— У моего дедушки была мастерская. И он очень хотел внука, чтобы передавать свои знания, опыт ему. А родилась я, но с мужскими мозгами. Вот так его желание трансформировалось в материальном мире. Я все детство проводила у деда в мастерской. Мне там было интересно. У меня аналитический склад ума, и я, как уже говорила, кайфую от физики. А что касается депутатства, то я уже 40 лет в политике. Еще с университетских годов все началось. Быть депутатом — это огромная ответственность перед людьми. Меня выбрали, мне доверили это дело. Имею ли право все бросить? Нет, не имею.

— Какие в Вашей жизни приоритеты?

— Жить по совести. Если ты будешь жить по-другому, жизнь тебя все равно будет заставлять возвращаться и исправлять свои ошибки. Поэтому лучше сразу все делать по законам нашей вселенной и идти вперед. Я дружу с военными. Всегда с удовольствием с ними общаюсь. Что мне нравится в этом общении — их отношение к людям. В нем нет циничности, лицемерия, а есть справедливость и честность. Военные люди относятся к человеку как к личности. Благодаря вот этим ребятам я поняла, что честь, совесть и правда — это главное. И я стараюсь так жить.

Про любовь….

— Она есть в Вашей жизни?

— Конечно. Я жизнь люблю. Очень. А как ее не любить? Она такая разная.

— О чем Вы мечтаете?

— Жить. Иногда думаешь, столько мало времени осталось. Ну я же большую часть уже прожила. А еще столько не попробовала, еще столько всего сделать нужно. Хочу побывать на могиле Канта. Мне это надо. Я Канта люблю. Он очень много сделал для моего самосознания. Благодаря ему я научилась дисциплинировать свои мысли. А еще я всегда мечтаю о горах. И часто туда хожу. Люблю горы. Три дня там — равно полугодовому отпуску. Я отключаюсь от всего и сливаюсь с природой.

Пообщавшись с Ириной Анатольевной, еще сильнее хочется жить. Она мотиватор от Бога. И как она говорит своим ученикам: «Жизнь дает всегда нам то, что мы можем сделать. У каждого человека есть способности. Услышьте себя, возьмите ответственность за свою жизнь, и возможности появятся». Любите жизнь, и она ответит вам взаимностью.

С. Кикова.
Фото автора и из семейного архива И.А. Викленко.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.