Достойные женщины села. Передавая знания с любовью… 3.10.2020 г. № 76

Каким бы виртуозным ни был педагог, если он не любит детей, то все его старания тщетны. Такого мнения придерживается Наталья Николаевна Сапельникова — заместитель директора СОШ №1 им. А.Г. Сапрунова и по совместительству — учитель русского языка и литературы. В преддверии Дня учителя, который отмечается в России 5 октября, Наталья Николаевна рассказала нам об образе настоящего педагога — самоотверженного и влюбленного в свою профессию.

У Натальи Николаевны в этом году «серебряный» юбилей в профессии. В 1995 году она, выпускница Адыгейского государственного университета, пришла работать в первую школу учителем начальных классов.

— Мне всегда нравилась эта профессия. С маленькими любила возиться. Помню, в детстве собирала малышню во дворе, где мы жили, расстилали ковер, строили шалаш и играли в школу. Я была учителем. Мы с ними читали, примеры решали. Наверное, любовь к профессии мне передалась по наследству. Мой дедушка Леонид Афанасьевич Зайченко был учителем начальных классов по образованию. Он немного поработал учителем, потом ушел на фронт. Ранения серьезные были. После войны в училище преподавал, — рассказывает Наталья Сапельникова.

Наталья Николаевна — коренная жительница станицы Гиагинской. Училась во второй и четвертой школах. Очень любила и по сей день любит математику, даже думала поступить на математический факультет, но ее внешность сыграла «ЗА» начальные классы.

— Моя учительница алгебры и геометрии, Анна Алексеевна Шарова, уговаривала меня идти на математический факультет. Но моя мама боялась, что я не справлюсь со старшеклассниками, будучи учителем-предметником. Я была хрупкая, тихая, спокойная. Но, как оказалось, внешность обманчива, справляюсь, — с улыбкой говорит завуч школы.

— У любого преподавателя есть учителя, которые стали примером в профессии. Теми людьми, на которых равняешься всю жизнь. Кто из педагогов является ориентиром для Вас?

— Я благодарна всем учителям, которые встречались на моем жизненном пути. В начальных классах нашей «второй» мамой была Валентина Петровна Перетолчина. Она знаковый учитель для всей нашей станицы. Очень сильный педагог. Активность, любознательность и дисциплина у нее всегда были на первом месте. Она постоянно организовывала какие-то поездки для нас. Например, в пио­неры нас принимали в Новороссийске на Малой земле. Постоянно мы ездили на экскурсии. До сих пор помню поездку в дом-музей семьи Степановых. Валентина Петровна всегда стремилась быть лучшей, и это же стремление прививала нам. Все ее ученики стали успешными людьми. Она нас научила быть активными и любознательными, постоянно развиваться. Анна Алексеевна Шарова — учитель, близкий мне по духу. Человек, влюбленный в свою профессию. Я помню, как, увлекаясь ведением урока, Анна Алексеевна феерически рассказывала тему, ничего не замечая вокруг. Я считаю, вот такой здоровый фанатизм к своему предмету — это бесценное качество для учителя. А вот любовь к чтению и русскому языку появилась в моей жизни благодаря Валерии Дмитриевне Гобелко. У нее были проблемы с ногами, и она вела урок сидя. Но при этом она настолько увлекала класс — фантастический человек. Она умела мастерски владеть аудиторией, используя юмор и виртуозную подачу материала. Порой она так вскользь расскажет про ту или иную книгу, что ты бежишь за ней в библиотеку и читаешь взахлеб.

— Какова, на Ваш взгляд, сегодня роль учителя в жизни ученика?

— Видеть, слышать и понимать ребенка. Раньше, в советской школе, учителю было проще. Ученик должен был соответствовать образу советского школьника — делать то, что велит педагог. Сегодня ученик — это свободная личность. И вот задача учителя воспитать в детях эту ЛИЧНОСТЬ и научить признавать свои ошибки, отвечать за свои поступки. А еще нужно суметь разглядеть в ученике скрытые способности. Помочь найти свою уникальность. Бывает такое, что ребенок, например, на уроке математики учится средне, «на троечку», потому что решает не так, как того требует школьная программа. А на олимпиаде он же может блестяще находить нестандартные решения и занимать призовые места. И хочу отметить, что в нашей школе ежегодно бывает по 15-17 призеров различных республиканских олимпиад.

— То есть, нужно давать детям проявить себя?

— Непременно. И хороший урок в этом мне преподнесла моя дочь. Я всегда хотела, чтобы она поступила на математичес­кий факультет, ну уж очень я люблю математику. И для меня было большой неожиданностью, когда Таня в школе увлеклась биологией. Но, тем не менее, я упорно заставляла её заниматься математикой. Она даже поступила в РЕМШ, где было и отделение биологии. И вот она слезно упросила меня параллельно заниматься и там. У нас был договор: биология только в том случае, если не будет при этом «страдать» математика. А потом я стала за ней наблюдать. На биологию она «летит», на математику «ползет», потому что я заставляю. Тогда я ей сказала: «Бросай её и занимайся тем, чем хочется тебе». Сегодня она врач-педиатр. Любит свою профессию. Счастливый человек. Так вот в воспитании детей очень важно разделять свои мечты и мечты ребенка, оставляя собственные амбиции при себе. Человек должен делать то, что ему искренне интересно.

— В преддверии праздника, что бы Вы хотели сказать учителям Гиагинского района?

— В первую очередь, я хочу похвалить своих коллег — педагогов СОШ №1. У нас работают очень самоотверженные люди и профессионалы, влюбленные в свою профессию. Они всегда приходят на помощь. Надо заменить заболевшего учителя — замещают, даже если у самих часов много. Надо сделать дополнительную работу, надо задержаться — всегда идут навстречу. Они солдаты образовательного фронта, и за это я их очень ценю и уважаю. А всем учителям Гиагинского района, Республики Адыгея я желаю мужества, стойкости и терпения в нашем сложном, но стратегически важном деле — воспитании детей.
С. Кикова. Фото автора.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.