
или Скрытые угрозы национальной безопасности
Об Алексее К. я давно забыла. Но через два с лишним десятка лет, неожиданно встретив, узнала. Хотя и с трудом. И я не смогла себя заставить остановиться, чтобы вспомнить о былом… Впрочем, говорить было бы не о чем. Просто Алексей был одним из тех горемык, которые фигурировали в качестве анти-героев на страницах СМИ под рубриками типа «Пьянству — бой». Тема лет тридцать тому назад была действительно архиактуальной. А сегодня, несмотря на то, что на моем знакомом все еще проступает печать былого запойства, такие типажи на улицах моей станицы встречаются не часто. Нет, сама проблема еще остра, но изменился вектор её восприятия. Мы все больше делаем нажим на приоритетность трезвого образа жизни. Вдруг вспомнился в каком-то хуторке небольшой магазинчик, на котором я увидела плакат со словами: «Нужно внедрять трезвый образ жизни в сознание и практику людей. В.В. Путин».
Эти слова Президент России произнес на встрече с участниками молодежного форума «Селигер-2013». Тем самым он подчеркнул, что тема злоупотребления алкоголем еще остается острой. Но как же стремительно исчезают мифы, все эти так называемые особенности менталитета и вечные, казалось бы, культурные и прочие национальные недостатки, прижитые, вроде бы, на долгие века. Ан нет, не все плохое приживается. Помню, в поселке Лесном Келермесского сельского поселения женщины сказали мне, что их мужчины давно перестали злоупотреблять «горькой». А одна старушка очень точно сформулировала мудрейший постулат национальной ментальности: «Живи трезво — твори добро». Похоже на то, что борьба за трезвость для многих в России стала чем-то большим, чем борьба с алкоголем.
Сегодня радуется душа, глядя на выросшее после страшных и безобразных девяностых поколение молодых людей, которые инициируют достойные проекты здорового образа жизни. Один из них, поддержанный Президентом России «Трезвая Россия», уже распространился на многие регионы и реализуется на федеральном уровне с 7 апреля 2012 года.
И эта, по сути, антиалкогольная кампания, которая проводится государством и поддерживается молодежью, в том числе и в нашей республике, дает очень хороший результат, который, может быть, не все пока замечают. Может, потому, что борьба за трезвость идет в относительно спокойном режиме. Но забывать о проблеме пьянства, алкоголизма не следует. О России «опьяненной», в прямом и переносном смысле, нам все еще аукают приснопамятные девяностые. Трагический «экземпляр» тех времен как раз и материализовался передо мной из прошлого в образе Алексея К.
Если бы я все же остановилась с моим знакомым, то что бы вспомнилось? Наверное, мы вспомнили бы первую нашу встречу на комиссии по делам несовершеннолетних, на которую он был приглашен как неблагополучный подросток. Мы, члены комиссии, вместе с инспектором ИДН Н. Кияровой и секретарем комиссии В.Н. Гиркиной тогда узнали о тяжелом положении парня в семье пьющего и жестокого отца. Мальчишка вырос, и мир его юности как раз попал на девяностые с их страшной свободой. У Алешки были кумиры — Тальков, Цой. Но и это культурное наследие новой России оказалось серьезно отравлено алкоголем, а то и еще чем-нибудь потяжелее. Сверстники Алексея пили то спирт, то какую-то зверскую жидкость технического назначения. Но, слава Богу, этот мир тихо и незаметно ушел.
А ведь помнится, что многим думалось, что хлынувшая на прилавки ларьков алкогольная многоцветная муть, это и есть свободная Россия, другой не бывает. И вот все закончилось. И это правильно. Пьянство никогда не было нашей национальной особенностью. Во времена мощного подъёма России в 15-17 вв. русские являлись самой трезвой нацией в мире. Даже иностранцы, бывавшие в России в те годы, отмечали, что трезвый образ жизни — национальная черта наших предков. Сегодня мы пытаемся собирать эти драгоценные осколки прошлого, уберегая от алкогольной напасти наших детей и внуков.
Конечно, где-нибудь в моей Воронежской области, в дальнем-предальнем селении, я встречаю несчастных людей, которые через одного ходят, пошатываясь, и что-то невнятное бормочут. Но это уже больше печальная ностальгия. А в большинстве случаев — ну соберутся мужики по пятницам, и это, собственно, всё. В основном, живут трезво — творят добро, как говорила моя визави в чистеньком домике в поселке Лесном. И тысячу раз прав наш Президент, сказав, что «борьба с алкоголизмом должна стать основным направлением в борьбе за здоровье нации».
При всей нашей часто не особой любви к власти хотелось бы направить взор на зримые перемены в обществе. Далеко ходить не стоит. В нашем районе сделан серьезный акцент на комплексную работу по развитию спорта, культуры и пропаганды здорового образа жизни. Подтянулась к решению этой проблемы молодежь в образе добровольцев, сторонников молодежного народного фронта и т.п. А когда такая работа ведется, то нет смысла вводить так называемые «квази-сухие законы» в стране, как это было в эпоху Горбачева. Не вырубкой виноградников, не талонами на алкогольную продукцию, не массовым закрытием винных магазинов решается проблема алкоголизации и пьянства.
Многое зависит от тех традиций, которые устанавливаются в семье, на рабочем месте, в бизнесе. В моей журналистской практике было немало примеров, когда деградацию и распад целых коллективов собственными руками провоцировали руководители. То же самое и в семьях. Поэтому в завершение своих размышлений на «тему» я вернусь к моей встрече с Алексеем К. Мы в те годы пытались помочь ему в его пристрастии к алкоголю. Но тогда врач, которого в нашей станице называли народным, ныне покойный А. Ермаков, вынес вердикт: «Алексей принадлежит к той категории лиц, у которой отсутствует мотивация к высоким целям. Я могу с ним очень правильно и предметно говорить, но он выслушает и опять себе нальет. Потому что если меняться, то надо самому, до конца, до донышка. Не до донышка рюмки на столе, а вкупе с серьезной мотивацией. Ничего серьезнее нельзя ни придумать, ни соорудить. Ради высокой цели человек способен выйти из «свиного хлева».
А цели у нас эти наметились ох, какие высокие и интересные. Надо идти к ним с трезвой головой. В ином случае алкогольная крепость просто так не сдастся.
И последнее. Когда готовился материал, по ТВ на эту же тему шла передача «Скрытые угрозы».
Так откуда идут эти скрытые угрозы? Ответ очевиден. Это корпорации, которые производят тысячи наименований алкоголя. Но, как сказал Президент России, запреты и «сухие законы» проблемы не решают. Мы сами, увы, спонсируем этого «спрута», когда пробиваем на кассе очередную бутылку спиртного и выставляем на стол рюмку водки на горе своей семьи.
А. Карташова.
Отправить ответ