Моя малая родина. Там, за курганами, берег наш родной. 20.07.2019 г. № 56

От скифов до казаков
В восьми километрах от центра станицы Келермесской между речками Калмыс и Улькой располагается село Владимировское, которое почти полностью окружают леса. Владимировское — место интересное и любопытное. Главной экзотикой является возвышающийся с восточной стороны курган. Напротив полевого стана четвертой бригады — еще один, разоренный еще в дореволюционное время. Все археологические ценности из него были похищены. Говорят, раскопки вел немец, который и стал обладателем незаконных кладов истории. Грустно. Ведь захоронения в Келермесских курганах относятся к 7, 6 векам до нашей эры. В начале 20 века учёным Н.И. Веселовским были произведены раскопки, в результате которых сделан вывод, что на этих местах проживали скифы. В 1989 году учёным Н.Н. Тереховым по анализу металла, найденного на местах раскопок, было установлено, что он по своему составу аналогичен металлу, обнаруженному при раскопках курганов Кабардино-Балкарии. Тем самым подтверждается гипотеза, что курганы насыпались на захоронениях меотов. До сегодняшнего дня точно не установлено, кому принадлежат эти захоронения — скифам или меотам. Последние раскопки, свидетелем которых, кстати, оказался один из самых активных и интересных информаторов нашей газеты, почетный гражданин района Н.И. Грицкевич, производились в 1985 году экспедицией Ленинградского Эрмитажа.
— Мне один раз посчастливилось побывать на кургане в момент работы археологов из Ленинграда, — поделился с нами Николай Иванович. — Я увидел поверхностное вскрытие могилы, которая была обложена камнями средней величины. В центре её находились кости, по всей вероятности, принадлежавшие лошади.
Этот эпизод Николай Иванович поведал нам несколько лет тому назад. И вот сегодня, возвращаясь к истории сел и хуторов, к судьбам людей, оставивших заметный след в истории не только района, но и страны, мы попросили Николая Ивановича стать нашим виртуальным гидом по селу Владимировскому, хранившему в глубине времен свою неповторимую историю.
И начнем именно с кургана, свидетелем раскопок на котором был наш соавтор.
Колхоз — деревня
Сам курган высокий. Не заметить его трудно, как и не обратить к нему свой любопытствующий взгляд. На его вершине растёт терновник, что само по себе создает особый созерцательный колорит. Именно здесь тридцать с лишним лет тому назад стояли палатки археологов. К тому времени Владимировское уже подходило к своему полуторасотенному рубежу со дня основания. По крайней мере, есть данные о том, что основано оно было в 1886 году. Именно эту дату Николай Иванович Грицкевич «раскопал» вместе с учителем истории СОШ №8 Михаилом Ивановичем Крыловым в исторических источниках.
Сегодня мало кто помнит, что за курганом располагался хутор Церковный. Название хутора в казачьих местах православному люду было естественным. Народ был не просто верующим, а в основе своем ещё и воцерковленным.
Но по степи, которая была главным ландшафтом окрестных сел и хуторов, прокатились безбожные тридцатые. Начался процесс коллективизации. Устоявшаяся было форма товариществ по совместной обработке земли (ТОЗов) превратилась в объединившиеся колхозы. На землях, окружающих село Владимировское, создалось коллективное хозяйство «Красная степь». Руководить им стал бывший завхоз колхоза имени Гафицкого Антон Евменович Топчий. 14 лет с 1934 года он нес это непростое бремя умного и крепкого хозяйственника, за что и был уважаем сельчанами. Да и не на пустом месте крепло это уважение. Если в селе поголовье КРС представляла одна коровенка, то при председателе Топчие поголовье крупного рогатого скота увеличилось до ста шестидесяти голов. В два раза возросло количество пчелосемей и почти в три раза — свинопоголовья. Труженики почувствовали, что значит иметь в достатке «хлеб наш насущный». На один трудодень выдавалось по 3-4 кг зерна. Колхоз уже располагал 1093 гектарами пахотной земли.
Сегодня об этих переменах в жизни села в известные тридцатые нужно вспоминать не только с точки зрения перекосов. Тему коллективизации в эти годы современная история все больше трактует в контексте сталинизма. Более объективно она звучит в контексте человеческих судеб. Крестьянская деревня сумела приспособиться к новым экономическим и политическим условиям. И этот формат «колхоз — деревня» создавали люди исключительной крепости характеров, трудолюбия и любви к своей малой родине. Они и руководили в разное время бригадой №4, созданной на базе колхоза «Красная степь», а затем после объединения малых колхозов — коллективным хозяйством «Октябрь». Не грех вспомнить их поименно. Это Шушпан Василий Сергеевич, Солонина Евдокия Яковлевна, Зуев Сергей Клавдиевич, Исаев Иса Рамазанович, Посевин Дмитрий Иванович, Фатеев Сергей Алексеевич, Болахоненкова Виктория Витальевна, Рябичко Иван Прокофьевич. Многие из них защищали свою Родину на фронтах Великой Отечественной войны. Вернувшиеся в родное село Владимировское многие годы поднимали землю из руин самой страшной в истории человечества войны.
— Светла наша память о них в преддверии 75-летия Великой Победы, — говорит Н.И. Грицкевич, которому мы благодарны за помощь в подготовке этого материала. Пусть он расскажет сам о том и о тех, кто живет в его сердце.
К тебе мое сердце по-прежнему просится
— Моё первое знакомство с селом Владимировским состоялось в 1971 году. В то время я работал на свинотоварной ферме. Меня послали в колхоз имени Мичурина привезти рыбный фарш для приготовления каши подсосным поросятам. На нашей свинотоварной ферме для молодых хрюшек запаривали ячмённую кашу.
В колхоз Мичурина я поехал на автомобиле Газ-51 с водителем Солониной. На обратном пути, который пролегал по полевым дорогам, мы по мосту преодолели речку, бегущую по лесу мимо скифского кургана. Проехав полевой стан бригады №4, оказались в селе Владимировском. Оно мне понравилось и выглядело как-то даже нарядно. Хатки были побелены; в центре при пересечении улиц Весёлой, Широкой и Центральной находились клуб, магазин, недостроенное здание дома для престарелых граждан. И еще — небольшое здание детского садика. Бригадиром четвёртой бригады была Евдокия Яковлевна Солонина. Ей было чуть больше 60 лет. В бригаде в то время была своя молочно-товарная ферма на сто дойных коров, овчарня, пасека, позже появилась уткоферма. На полевом стане находились весовая, кузница, небольшая контора и пищеблок. В бригаде была техника: гусеничные и колесные трактора, комбайны, прицепной инвентарь, круглосуточно — дежурный автомобиль. В бригаде было около 1000 гектаров пашни. На полевом стане был свой ток для приёма, складирования и просушки зерновых.
Здесь работали очень интересные и открытые люди. Впоследствии я понял, что дисциплину держала Евдокия Яковлевна, которую все уважали, а некоторые и побаивались. У неё был командирский голос, и её указания выполнялись всеми беспрекословно.
Хорошо помню пасечника — ветерана Великой Отечественной войны Василия Васильевича Середина. Это был спокойный, тихо говорящий человек. Но в нем чувствовались сила духа, характер.
Молочной фермой руководил тоже участник Гражданской и Великой Отечественной войн Василий Сергеевич Шушпан. Овчарней заведовал Анатолий Николаевич Солонин.
Уже позже, работая председателем профсоюзного комитета, главным экономистом, я ближе познакомился с механизаторами, полеводами, специалистами бригады. Наиболее глубокий след в моей жизни оставили встречи, беседы с бригадиром Сергеем Клавдиевичем Зуевым 1926 года рождения, участником Великой Отечественной войны. По характеру спокойный, уравновешенный, он талантливо мог организовать любое дело. Сергей Клавдиевич не любил долгие разговоры, когда собирал коллектив на утреннюю раздачу нарядов. Он очень дорожил и своим, и чужим временем. Позднее Сергей Клавдиевич переехал жить в станицу Келермесскую и возглавил МТФ №3. Он быстро нашёл общий язык с животноводами и вызывал у них какую-то особую симпатию. Как жаль, что свой жизненный путь Сергей Клавдиевич окончил рано. Ему было всего пятьдесят семь лет. Проводить его пришли целыми семьями все животноводы.
Да я и сам с теплом души вспоминаю семидесятые годы и всех, с кем тогда пришлось мне продолжать собственный трудовой путь. Часто вспоминаю трактористов Трофима Дмитриевича Давыденко, Ивана Ивановича Пасевина и Николая Яковлевича Химиченко. Это были надёжные товарищи, настоящие труженики с высоким чувством долга и ответственности. Можно сказать, что это они составляли костяк бригады.
…Владимировское живет сегодня своей размеренной жизнью. Работают в поле, где их работодателями являются фермеры, руководители крестьянских хозяйств. Но жизнь не всегда радует моих односельчан, хотя тех, кто пережил изломы истории, сломить трудно. Мы, дети советского времени по сути, по содержанию души и сердца, не меняем своих ценностей, за которые воевали, отдавали свои молодые годы и не жалели сил, те, о ком я попытался рассказать вам, люди.
Моя малая родина — село Владимировское — самое родное место на этой земле. В настоящее время здесь проживает не более семи десятков человек. Жизнь села — это их и боль, и счастье, и надежды. Увы, многое разорилось в известные годы развала страны. Разрушены объекты инфраструктуры, на месте полевого стана — развалины, нет уже Дома культуры, так и недостроенным остался дом для престарелых одиноких граждан, нет магазина, корпус молочно-товарной фермы был разобран, когда производилось укрупнение МТФ № 3 и № 2. В связи с уменьшением поголовья овец отпала необходимость и в овцеферме. В настоящее время работает лишь корпус бывшей уткофермы бывшего же колхоза «Октябрь». Но жизнь продолжается, и многие семьи связывают свои надежды с детьми. Владимировские дети учатся, в школу ездят на специально выделенном автобусе. Не могу сказать, что село выглядит «нарядно». Но пусть бросит в меня камень тот, кто скажет, что за этими скифскими курганами — берег чужой. Нет. Там, за курганами, берег наш родной, где раскинулась степь и где нас всегда любят и ждут. Выросло новое поколение деловых людей, которые на автолавках доставляют владимировцам необходимые товары, продукты. Люди трудятся на земле, некоторые специализировались на выращивании клубники. Но проблем, конечно, много. И я думаю, что решать их надо самим, помня о том, как много замечательных жителей села отдали силы и здоровье, а то и жизни свои, чтобы наши дети и внуки не отходили от родных берегов, а строили здесь, на земле вековых курганов, свое счастье.
Н. Грицкевич.
А. Карташова.

1 Kомментарий

  1. «Немцы» в окрестностях Владимировского не копали. Раскопки, и довольно варварски вел все-тот же Н.И.Веселовский. Хутор Церковный так был назван не из «казачьих традиций», а потому что земля под хутором принадлежала Покровскому храму станицы Келермесской. Село Владимирское составилось из хуторов Владимирского (улица Широкая) и Молчевского (Малчевского, улица Веселая), которые основали иногородние крестьяне в юрте станицы Келермесской. Причем первоначальное название Владимирского — Лукьянов (1925 год). То есть так, видимо звали первопоселенца хутора — Владимир Лукьянов. Малчевский/Молчевский — тоже фамилия. Но, по данным 1917 г. таких хуторов в юрте Келермесской не было, зато числись Школьный (позже — Айрюм), Церковный, однодворные Ефремов,Георгиевский, Смирнов. Видимо из них и составились Владимирский и Малчевский (?). Во всяком случае, по данным 1925 года в хуторе «Владимировском и Малчевском» проживали в 30 дворах 90 мужчин и 92 женщины. Колхоз носил имя Виктора Оскаровича Гофицкого ( (1896 — 1931) — советского деятеля органов государственной безопасности, кавалера ордена Красного Знамени.

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.