Родиноведение. Как это было. 13.01.2018 г. № 2

1 февраля 2018 года исполняется 75 лет со дня освобождения ст. Гиагинской и Гиагинского района от немецко-фашистских захватчиков. В этой связи мы вспоминаем и самый трагичный день в истории подпольщиков, когда в первых числах декабря 1942 года двенадцать партизан были брошены в подвал полиции, где они подвергались нечеловеческим пыткам. 11 декабря они были расстреляны в Малаховом саду у реки Гиага, где в настоящее время установлен памятный камень с фамилиями погибших.
Мы начинаем цикл материалов о развёртывании партизанского движения на территории Гиагинского района и Адыгеи.
В первые месяцы войны в станице Гиагинской был создан истребительный батальон из числа сотрудников милиции, активистов и молодёжи. Ночью они охраняли особо значимые объекты и патрулировали на улицах, а днём работали.
Враг приближался к границам Кубани. Батальон перевели на казарменное положение. Позже он и стал ядром 56-го Гиагинского партизанского отряда. В его составе были жители станиц Гиагинской, Дондуковской, села Сергиевского и нескольких хуторов. В августе 1942 года последние группы батальона покинули станицу и организовали партизанский лагерь в Кужорском лесу.
Патриотический порыв был настолько велик, что даже дети пробирались в партизанские отряды, а многие убегали на фронт.
На одной из встреч, которые мы проводим в нашем краеведческом музее, ветеран В. А. Глухов рассказывал: «Мне было неполных 14 лет, когда отец ушел в лес с партизанским отрядом. Я просил его взять меня с собой, но он не мог дать согласия, понимая, какой опасности он подвергает ребенка. Тогда я зацепился за дышло последней подводы и доехал до станицы Келермесской. По дороге шли беженцы, угоняя скот в горы. Вдруг налетели немецкие самолёты и начали нас бомбить. Тогда-то меня и обнаружили партизаны. Но домой было далековато, пришлось им меня взять с собой.
Мы не были обузой отряду, поскольку подросткам было легче ходить в разведку, не особо привлекая к себе внимание. Если нарывались на немцев, то говорили, что ищем в лесу отставших коров. А сами добывали сведения о расположении немецких огневых точек, постов охраны, запоминали движение машин по дороге. Этим и помогали старшим товарищам».
56-й Гиагинский партизанский отряд был разбит на боевые группы, члены которых проводили диверсионную работу в тылу врага. Доводили до населения правдивую информацию о положении на фронтах. Предпринимались меры для защиты населения от грабительских нападений оккупантов и полицаев. Так 17 августа 1942 года, группа под командованием Зеленкова на хуторе Кармирас-Астах Майкопского района уничтожила 9 фашистов, отобрала 7 подвод с награбленными продуктами и вернула их населению.
5 сентября отряд провёл успешную операцию по уничтожению колонны из 8 грузовых машин и автобуса на дороге Ярославская — Кужорская. Было уничтожено 80 фашистов.
25 сентября группа Шаповалова столкнулась с отрядом карателей, было уничтожено 5 грузовых автомашин и около 50 фашистов.
В конце сентября несколько групп отряда попали в засаду, в бою был тяжело ранен И. М. Гурин, который умер в расположении лагеря. Это была первая невосполнимая потеря боевого товарища.
В октябре отряд продолжал наносить удары оккупантам на дорогах и в окрестных хуторах.
В отряде встретил свое совершеннолетие и наш земляк, партизан П. Е. Николаев. Это было в ноябре 1942 года, когда каратели начали операцию по уничтожению партизанских отрядов Майкопского куста в Кужорских и Махошевских лесах. В эти дни погибли комиссар отряда И. П. Бугрименко и боец Д. Я. Щербаков, командир группы П. Г. Поздняков и бойцы: М. Наумова, В. Кольцов, И. Черноштанов. Отдельными группами отряд выходил к Белореченскому перевалу, где держали оборону бойцы отряда 23-го пограничного полка. Командир П. К. Козак помог вывезти раненых самолётом У-2 в Сочи.
В ст. Гиагинской в дни оккупации действовала подпольная группа из числа специалистов Гиагинской МТС. Они агитировали население сберечь оставшийся урожай, вспахать и засеять землю, так как верили, что летом 1943 года убирать урожай будут уже на свободной земле. Задачу они выполнили, озимыми было засеяно более 10 тысяч гектаров.
Оккупация длилась около полугода. Много это или мало? В этот тяжелейший период люди проявляли, в основном, самые высокие свои качества. Но были и другие. Те, кто стал пособником оккупантов, выдавая «новой власти» фамилии партийных работников, активистов, жён красноармейцев. Это они арестовывали подпольщиков и партизан, пришедших в станицу из отряда.
11 декабря 1942 года в саду, на южной окраине станицы Гиагинской, были расстреляны лучшие сотрудники МТС, милиции, активисты колхоза, домохозяйки и пионер — ученик Гиагинской школы Володя Пивоваров.
В канун 1943 года немецкое командование начало выводить свои части с перевалов Кавказа. Отступая через Сахрай, они взяли в заложники местных жителей и гнали их по дороге впереди себя, боясь нападения партизан, а дома поджигали.
Партизанам отряда была поставлена задача — двигаться в направлении Гиагинского района. Жители х. Тамбовского первыми узнали, что власть оккупантов закончилась. Двигаясь по дороге через хутора до ст. Дондуковской, партизаны проводили митинги, рассказывали жителям о положении на фронте, назначали руководителей местных Советов.
В ст. Дондуковской отряд расположился на отдых. На разведку в ст. Гиагинскую послали С. Ф. Гукова и П. Е Николаева. При въезде в станицу 1 февраля около 22 часов партизаны заметили патруль из двух человек. Старший группы С. Ф. Гуков дал команду: «Выяснить, кто такие?» Так произошла встреча разведчика партизанского отряда Петра Николаева с представителями из группы содействия Красной Армии. Узнали, что батальон 23-го погранполка освободил станицу и поехали доложить в штаб батальона о прибытии Гиагинского партизанского отряда. Их принял командир батальона, майор Н. М. Пискун.
А 2 февраля весь отряд прибыл в ст. Гиагинскую. Этот день стал началом мирной жизни. Много сил приложили наши земляки, чтобы восстановить разрушенное хозяйство и начать жить более свободно.
Время не стерло в истории эти и другие страницы мужества и отваги наших земляков.
Низкий поклон беззаветным труженикам тыла. Вечная память погибшим, заплатившим жизнью за нашу свободу и счастье.
Г. Захарова.
Мл. научный сотрудник музея им. П. П. Тынченко.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.