
«Книга учит добру и честности». Это я пыталась втолковать своим детям, когда они начинали читать «Героя нашего времени» или «Тимур и его команда». И еще я им говорила о чувстве товарищества. О том, что есть «чувство локтя…», «плечо друга…», «готовность к поступкам…»
Сейчас я бы этого не сделала. Времена изменились. Моя дочь, подростковый период которой пришелся на распад СССР, на слово «товарищ» саркастически хмыкнула и «пригвоздила» того самого «Героя нашего времени» очень категорично: «Героические поступки» Печорина лишены всяческого разумного смысла».
Я сама буквально года два тому назад пыталась ответить на вопрос: «Кто же они, герои нашего времени?». Готовы ли они, пока еще находящиеся на пороге взросления, положить жизнь «за други своя», или они живут по закону «стаи», которая сильна тем, что нападает на слабых?
В девяностые и нулевые особенно остро стала обсуждаться тема потерянного поколения, молодежи. Связано это было с неожиданным выходом школьников и студентов на протестные акции. Забросив учебу в колледже, одурманенный нацболами разного пошиба, участником площадных беспорядков в Москве и Питере стал мальчик из станицы Гиагинской — шестнадцатилетний Б. Его тогда еще открытый блог в социальных сетях был буквально пропитан агрессией в отношении нашей страны.
Агрессия молодежи сегодня — социальная проблема.
Что стало не так? Можно задавать много вопросов, но все сведутся к одному: проблема лежит гораздо глубже, чем она видится на поверхности.
Совсем еще недавно советский зритель с потрясением обсуждал драматические события в фильме «Чучело». Сегодня становится закономерностью, когда подросток, оказавшись случайным свидетелем чрезвычайного происшествия, торопится поскорей заснять происходящее на телефон. Он не озадачен тем, как помочь людям, попавшим в беду, его волнует другое: сколько «лайков» он сможет получить за выложенный, к примеру, в Интернет кадр жестокости или насилия. И нередко дети сами становятся участниками или инициаторами жестокости и агрессии.
По данным ВЦИОМ и ФОМ все больше детей совершают проступки до 14 лет. Но призвать малолетних правонарушителей к ответу — дело непростое.
Недавно в центре станицы Гиагинской средь бела дня группа пацанов в возрасте примерно 14-16 лет атаковала трудно передвигавшуюся женщину с тростью, которая, по всему видно, имеет серьезные проблемы по здоровью. «Стая» сначала смеялась женщине в спину, задевая её словами, а затем один из «героев» просто толкнул несчастную ударом ногой… В спину. Она пошатнулась и закричала, что вызвало новый взрыв смеха подростков. Инвалиды и немощные, бездомные и старые их раздражают. Для этого возраста характерна деятельность в группах. Они по одному ничего не могут
— Я их не знаю и куда о них сообщить — тоже,— сказала свидетельница происшедшего Татьяна.— Хотя толку все равно не будет, потому что в лучшем случае за такие противоправные действия несовершеннолетние отделаются лишь штрафом для родителей. Но на состоятельных мам и пап это вообще не действует.
Я сама работала с молодежью, — продолжает Татьяна,— но если раньше мы были уверены в том, что маленькие преступники — это, в основном, дети асоциальных семей, то сейчас такой уверенности нет. Да и преступность сильно помолодела.
На днях бывшая учительница мне рассказала один случай.
В её классе училась девочка, из-за которой простой приход в класс становился испытанием. Учитель был избран девочкой объектом её психологических опытов. Когда дети слушали урок, эта школьница, не отводя дерзкого взгляда от учителя, что то смешливо комментировала своим подругам. Без сомнения речь шла об учителе, над которым беспричинно глумились сообщницы школьницы. Они поджидали преподавателя после уроков и демонстративно сопровождали, подавляя её волю.
— Понимаете, они ничего не делали, за что их можно было бы привлечь или наказать, — вспоминает учительница. — Они просто хихикали, напевали какие-то куплетики, явно направленные в мой адрес, как-то нехорошо смеялись. Прошло с тех пор уже немало лет, а я до сих пор сжимаюсь, вспоминая отравленное неприкрытой наглостью девочек мое пребывание в классе. Я до сих пор мучаюсь вопросом: что они хотели выразить своим поведением? Назвать это издевательством — вроде не совсем правильно. Это была какая-то изощренная пытка взрослого человека. И придраться было не к чему. Училась девочка хорошо, но она получала удовольствие от страданий другого человека.
Совсем недавно в одном из дворов многоквартирного дома группа детей в возрасте 11-12 лет решила испытать на прочность водоколонку. Они бы её свернули ради собственной потехи. Но вмешалась пожилая жительница двора. Она решила поговорить с ними и «нарвалась». Подростки кривлялись, насмехались, наглели, наступали с вопросами: «А чё? А вам-то чё? Чё хотим, то и делаем». «Это нашдвор».
Девочки были совсем не из этого двора…
Будучи членом комиссии по делам несовершеннолетних, я видела и слышала совершавших и более серьезные противоправные действия подростков.
Лет десять тому назад двое несовершеннолетних учащихся профессионального училища на почве личных неприязненных отношений затеяли драку, в ходе которой потерпевшему были нанесены несколько ударов руками в область лица и три удара камнем и кирпичом в область головы, что повлекло смерть потерпевшего.
Как-то неспокойно на душе. И страшно.
Кстати, по той же статистике фонда общественного мнения (ФОМ) 41 процент россиян испытывают страх и тревогу за поведение собственных детей и внуков.
Ну что же делать с ними? Понять? Пресекать? Может, ликвидировать все эти айфоны, смартфоны, из-за которых наши дети и мы сами забросили офлайн-связи, перестали общаться лицом к лицу, не взаимодействуем друг с другом? Или все-таки более всего виновата школа, которая не использует более глубоко свои ресурсы воспитания? Может, есть разумное зерно в предложении Совета Федерации ввести в школах уроки «Семьеведения»? Но ведь тому, как нужно относиться к старшим, родителям, слабым, беспомощным — учатся именно в собственной семье. А в школе есть профессионалы-психологи.
Может, вместо психолога ввести в школе ставку конфликтолога, который бы помогал избежать тех страшных случаев, о которых в последние несколько лет нам рассказывает телевидение. Действительно, очень страшно, когда обычный на первый взгляд конфликт «учитель-ученик», «родитель-ребенок», «учитель-родитель» заканчивается стрельбой в школе, суицидами детей. Как сделать так, чтобы уязвимый не становился жертвой, как та женщина-инвалид, о которой я рассказала выше, а кто-то не стал бы палачом.
— А я за то, чтобы ввести ответственность родителей за детей, — делится со мной Надежда Тюменцева. — Я недавно стала свидетелем, как два пацана на детской площадке в районном парке разбили пустую бутылку из-под воды. Родительница (их ли, чужая — не знаю) возмутилась, но ни она, ни дети осколки не убрали. А вот выплатили бы за этих чад несколько тысяч рублей компенсации и тогда бы нашли способ вразумить своих детишек.
— Раньше в школах розги применяли, а дома всегда был под рукой отца ремень. Наши деды были не глупее нынешних родителей. Сегодня школа стала «оказывать услуги», а не воспитывать, государство развращает детей «Домом-2». Неужели все это и есть хваленая демократия? — возмущается индивидуальный предприниматель Владимир Ф. — Надо ввести принцип: «взрослое преступление — отвечай по-взрослому», без скидок на то, что у малолетнего беспредельщика «молоко на губах» еще не обсохло.
Впрочем, я не столько о беспредельщиках. Такие дети в сельской местности — скорее исключение. Но сквернословие, прогулы, курение, отбор денег у слабых, оскорбления — такое встречается нередко, и это терпеть нельзя.
Но завершить тему хочется позитивным комментарием.
Нынешние школьники совсем не хуже тех, что были мы. Да, у наших детей несколько искажено чувство товарищества, но командное чувство надо продолжать развивать. И я полагаю, что волонтерство, взятый в нашем районе курс на многостороннее развитие спорта, могут дать добрые плоды. Надо устраивать командные соревнования между классами, школами, улицами и населенными пунктами, чтобы каждый подросток мог проявить свой физический, интеллектуальный и творческий потенциал Словом, надо подростковую энергию продолжать направлять в полезное русло, и чтобы пригодились все члены команды, и все работали на один результат. Тогда отвратительные поступки отдельных «героев» будут действительно лишены всякого смысла. Все-таки разница между харизматичным «плохим парнем» Печориным и лидером команды Тимуром определит выбор наших детей и даст ответ на вопрос: кто же есть герои нашего времени?
А. Карташова.
Фото из открытых источников.
Хотелось бы высказаться в продолжение темы «Не ГЕРОИ нашего времени». Обозначить тему Хочу в соответствии с актуальной новой темой » Подростковый ЭКОцентризм» Экологический вызов 70 главам государств и провительствам бросила 16-летняя шведская школьница. Борьба за климат обернулась истерикой. НО мой вопрос о том: почему так многим нравится когда школьники хамят президентам, власти, учителям? Что это? Крестовый экопоход детей? Чем он обернется?
«разница между харизматичным «плохим парнем» Печориным и лидером команды Тимуром определит выбор наших детей и даст ответ на вопрос: кто же есть герои нашего времени?» Уважаемый автор, дети , о которых вы пишите в статье, не читают книги, они не знают ,кто такой Тимур с его командой, и куда там рассуждать о героях Лермонтова. Какие дворовые соревнования, командное чувство?! Мир изменился давно. Сегодня герои нашего времени -это Павел Дуров, Билл Гейтс, Стив Джобс и подобные им люди. Умные,успешные, и, извините, богатые. Дети,которые вечерами стаями бродят по станице, не нужны своим родителям. Родители , которые думают о будущем своих детей, делают все для их развития — кружки, секции,дополнительные занятия -физика,английский,русский,информатика! Но героику зрения, статьи , судя по всему, живут вне этих понятий. И тогда позвольте высказать точку зрения -эти дети потеряны,как личности .
И позвольте процитировать отрывок из статьи блогера Лены Миро о недавнем случае в московской школе, когда дети окунули в унитаз своего одноклассника . » Любая терпимость в таких случаях — лицемерие. Вы знаете, я скажу, что думаю — без толерантности.
Что ждёт пацана дальше? Он будет учиться в школе, а все вокруг будут знать, что он плавал в говне. Друзья? Нет, теперь с ним будут дружить только отверженные — тех, кого опустили, школьные задроты, а все остальные и не подойдут к нему.
Года через три мальчику станут нравиться девочки. Но хоть одна из них поцелует лицо, которое окунули в какашку?
Вы можете сколько угодно лицемерно рассуждать о терпимости, но пацану жизнь испортили навсегда.
Какое же наказание будет за это чудовищное преступление, когда ребёнку, который едва начал жить, уже сломали жизнь?
По закону насильникам ничего не будет. Их не посадят. Не расстреляют. Их даже не оштрафуют, потому что преступники — малолетки.
Я считаю, что наше государство не может больше такого терпеть. Мы не можем. Я не могу — задолбало.
Что нужно делать?
Менять систему. Я объясню, как это сделать.
Мы платим налоги. На эти средства государство оказывает нам образовательные услуги. Раз в школе произошло такое, то государство, первым делом, обязано компенсировать ущерб пацану.
Причём, не копейками, а реальной компенсацией. Купить этой семье квартиру, чтобы они переехали и спасли репутацию сыну. На мой взгляд, по сегодняшним ценам, такая компенсация должна составить миллионов, как минимум, двадцать.
Новая квартира в другой части города. Новая школа. Новая работа для отца и матери. Компенсация за переезд. Что там ещё? Ну, моральный ущерб — всё это как раз миллионов двадцать.
Далее, раз государство понесло такие убытки, оно обязано взыскать то, что отдали, чтобы не быть в убытке.
Как почему? Государство — это мы с вами! С хера ли мы будем просто так спускать свои деньги?
Компенсировать все расходы в двойном размере обязаны преступники и их родители.
Нет денег? Выгнать из жилья. Арестовать все счета. Заставить работать на урановых рудниках, чтобы быстро оплатили свой долг перед нами.
Не умеете воспитывать своих упырей? Платите тогда из своего кармана за то, что мы их теперь вынуждены воспитывать.
Что делать с самими школьниками? Отправить в спецшколу к таким же насильникам.
Лишить возможности получать бесплатно (за наш с вами счёт) образование. Пусть платят за спецшколу, в которой сидят по расписанию зоны. Когда окончат — пусть выходят, но любое дальнейшее образование для них должно быть под запретом. Пусть идут и метут дворы, компенсируя свой долг перед обществом.
Учителя, директор школы обязаны уйти из школы. У них под носом растут упыри, а они ничего сделать не могут. Или не хотят. Значит, их место — на кассе в Пятёрочке, а не там, где воспитывают людей.
Вот только так — такая публичная порка — может остановить бардак в школах, который породила многолетняя безнаказанность,» -пишет популярная блогер Лена Миро. Жестко? Но это реальность. Герои нашего времени сегодня другие люди. И образ Тимура таким деткам не прокатит в качестве воспитательной беседы. Спасибо,что подняли в статье вопрос воспитания подростков.Писать об этом надо. Но читают ли газеты родители таких деток, которые издевались над инвалидом в парке? Вряд ли…
Отрадно,уважаемый аноним,что Вы прочли статью и она Вас «затронула».В принципе,к этому мы и стремились,чтоб «отозвалось»