
— Там лишь Бонуро не живет за взятки
Там «нет» на «да» меняют за казну(Данте Алигьери, «Божественная комедия», 1308-1321 гг.)
«Брать иль не брать — вот в чем вопрос», — думаю, именно так сказал бы Шекспир, если бы писал о коррупции. А вот у Данте Алигьери по этому поводу сомнений не было: он ненавидел мздоимство, считал, что взятки разрушают государственный строй, а потому любителей взять с лишком поместил в своей «Божественной комедии» в предпоследний круг ада — восьмой. Там взяточников бесы 24 часа в сутки без перерывов на выходные и праздничные дни варят в смоле. Однако рассказами про муки вечные коррупцию вряд ли искоренишь. Как и штрафами, плетью, смертной казнью — о чем свидетельствуют историческое прошлое и коррупционное настоящее. Возникает извечный вопрос.
Подкорми меня, если сможешь
Самый верный и простой способ победить коррупцию — не давать взятки. А возможно ли это, если желание «подкормить» того, от кого зависит дальнейшая судьба, берет свое начало с ветхозаветных времен. И вот пример из жизни. Предприниматель из Дондуковской торговал фальсифицированным алкоголем. И однажды, в ходе «проверочной закупки», продал подделку сотруднику полиции. Вместо раскаяния он предложил полицейскому решить вопрос без протокола за 15 тысяч рублей. В итоге предприниматель получил три года (условно) за дачу взятки должностному лицу и штраф в семикратном размере «подкорм-ки» — 105 тысяч рублей.
Подобной историей сегодня никого не удивишь. «Просто не повезло мужику», — скажут многие. Кто посочувствует, кто поругает и забудет. А вот урок из этого извлекут единицы.
Откуда же берет свое начало коррупция? Точного ответа нет. Но слово «взятка» встречается уже в Ветхом Завете, а в Новом — описывается коррупционная история. Согласно библейским сказаниям, возле гроба распятого Иисуса была выставлена круглосуточная охрана. Когда сын Божий воскрес, испуганная римская стража сообщила об этом иудеям. А те заплатили стражам, чтобы они сказали Понтию Пилату, что тело Иисуса украли его ученики. Чем же эта история отличается от той, что произошла в Дондуковской? Герои разные, а суть одна — плата за молчание.
Ген Сатаны
В христианстве коррупция всегда считалась «дьявольским обольщением». А философ Фома Аквинский писал, что взяточничество — это проявление сущности общества. Некий внутренний принцип: заплатил — все решил. Если вернуться к истории, то можно сделать выводы — «давать на лапу» заложено у нас в ДНК. Например, в 10 веке существовало понятие «кормление». Князь отправлял своих наместников и воевод в провинции, наделив большими полномочиями. И народ «кормил» чиновников за услуги. До 15 века мздоимство — подношения государевым служащим за выполнение ими их прямых обязанностей — считалось нормой. После — «кормления» отменили, но народ по привычке продолжал дарить подарки.
Сегодня мы делаем так же, как и наши соотечественники несколькими столетиями ранее. У нас в генах заложено нести конверты, чтобы вопрос «решился» на все сто. И вот так мало-помалу мы прокладываем себе прямую дорогу в круг восьмой. А дальше…. «кипит» человек в позоре и судебных разбирательствах похлеще, чем в смоле. А в городах и селах плодятся «Александры Меншиковы», аппетиты которых растут с каждым новым «кормлением».
Что делать?
Можно, конечно, изобрести вакцину от коррупции, которая уничтожит заложенную в генах программу. Можно ввести суровые наказания, но толку мало. Вот Петр I и дубинками бил взяточников, и смертную казнь для них ввел, но коррупция Петра все же пережила. Так как же разорвать восьмой круг Алигьери? Может, просто выйти из него, шагнуть в сторону и сказать себе лично: «Стоп, коррупция». Вдруг получится?
С. Кикова.
Автор плаката: А. Пьянкова, участница международного конкурса «Вместе против коррупции».
Отправить ответ