
Более миллиона рублей жители Адыгеи отдали мошенникам в последние дни весны. Так, 27 мая аферисты выманили у четверых человек более 500 тысяч рублей. На следующий день от уловок мошенников пострадали еще трое — сумма ущерба 460 тысяч рублей. И 29 мая четверо жителей республики отдали злоумышленникам 340 тысяч.
Каждый день сводки МВД пестрят новыми сообщениями о телефонных мошенниках. Способы отъема денег у простых граждан не удивляют разнообразием. Одни и те же обкатанные схемы. Тем не менее, с каждым годом количество обманутых растет, а суммы украденного давно измеряются миллионами. По словам руководителя пресс-службы МВД по Республике Адыгея Байзета Гомлешко, ежегодно в регионе фиксируется до 400 фактов телефонных мошенничеств.
Самая крупная сумма, которой лишился пострадавший в 2020 году, превысила 2 миллиона рублей. Аферисты убедили мужчину, что ему положена компенсация за приобретение некачественных БАДов. Для получения денег необходимо внести определенную сумму. Переводы происходили поэтапно, и каждый раз злоумышленники убеждали жертву, что потраченное вернется к нему с лихвой.
Очень распространен еще такой способ мошенничества, как аферы с банковскими картами. Жулики представляются сотрудниками банка, причем делают это очень убедительно, называя фамилию, имя и отчество, а также другие данные клиента. Далее сценарий разговора может быть разным, вот только цель одна — опустошить карту ее владельца. Причем для злоумышленников разницы нет — дебетовая она или кредитная.
Несколько дней назад 26-летний житель Майкопа лишился 170 тысяч рублей. Преступники позвонили с номера, схожего с банковским, и убедили парня перевести сбережения на другой, более «безопасный» расчетный счет. Похожая ситуация произошла и с 27-летним майкопчанином. Лжесотрудники банка проинформировали его о подозрительных операциях с картой. Выполняя их советы, молодой человек лишился 180 тысяч рублей.
В обоих случаях пострадали люди, которые, как предполагается, осведомлены о простейших правилах информационной безопасности. Когда на удочку аферистов попадают пенсионеры, это печально, но понятно. Но как могут верить преступникам представители молодежи? Зачастую здесь прослеживается совокупность нескольких факторов, уверен Байзет Гомлешко.
— Это и страх потерять деньги, и излишняя доверчивость, и финансовая неграмотность. Порой мы просто не в силах сказать «нет» человеку на другом конце провода, — рассказал руководитель пресс-службы в эфире ГТРК «Адыгея».
Не сдает позиции в рейтинге афер и широко известный сценарий о проблемах с законом у родственников. В дежурную часть отдела МВД России по городу Майкопу обратился 59-летний местный житель. Ему позвонили неизвестные, которые представились сотрудниками правоохранительных органов. Они сообщили потерпевшему, что его сын задержан по подозрению в совершении преступления, но вопрос об уголовном преследовании можно «решить». Поверив, майкопчанин перевел на указанный счет 300 тысяч рублей. Только связавшись с сыном, мужчина понял, что его попросту обманули.
Как противостоять мошенникам? Никогда и никому не сообщайте пароли и ПИН-коды карт. Настоящий сотрудник банка или полиции ни при каких обстоятельствах не спросит у вас этих данных — он просто не имеет на это права. Во-вторых, не бойтесь завершить разговор. При каких-либо сомнениях бросайте трубку и звоните в клиентскую службу банка или участковому уполномоченному полиции. В-третьих, всегда сохраняйте хладнокровие и перепроверяйте полученную информацию. Свяжитесь с банком, полицией, родными и знакомыми. Лучше потерять несколько часов времени на выяснения, чем подарить аферистам собственные сбережения.
А. Мачульская.
Отправить ответ