
Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующей Конституции Российской Федерации часть 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»
Конституционный Суд РФ запретил лишать родителей детей-инвалидов повышенных выплат к пенсии по старости после достижения детьми совершеннолетия, а также признал не соответствующей Конституции РФ норму закона «О страховых пенсиях» и обязал власти исправить ее. Об этом говорится в постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2020 года № 20-П.
«Признать часть 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» не соответствующей Конституции РФ, так как она допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, притом что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь», — говорится в документе.
Поводом к рассмотрению дела Конституционным Судом РФ явилась жалоба гражданки И.К. Дашковой, которая ухаживает за своим сыном-инвалидом. Мальчик родился в 1999 году, и в 16 лет суд признал его недееспособным. Заявительница получала доплату к пенсии по старости, однако после того, как сыну исполнилось 18 лет, доплаты прекратились.
Дашкова подала в суд общей юрисдикции иск к Пенсионному фонду, однако суд решил, что сын не может быть признан ее иждивенцем и, несмотря на то, что ее пенсия является основным доходом для семьи, отказал в возврате доплат. Суд также указал, что даже если сын признан нетрудоспособным, это не означает, что он является иждивенцем матери. После этого она обратилась в Конституционный Суд, указав, что названная норма закона «О страховых пенсиях» произвольно трактуется судами и попросила разъяснить ее.
Конституционный Суд пришел к выводу, что единой судебной практики по признанию инвалидов, находящихся на иждивении родителей, нет и указал, что это порождает неравенство между гражданами на пенсионное обеспечение при уходе за инвалидами с детства.
Конституционный Суд также указал в постановлении, что федеральному законодателю России в течение полугода надлежит принять меры по устранению неопределенности нормативного со-держания части 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», а дело Дашковой в суде общей юрисдикции должно быть пересмотрено с учетом позиции Конституционного Суда.
Отправить ответ