День в истории. Крылья России. 8.08.2020 г. № 60

12 августа в России празднуется День Военно-воздушных сил. Памятная дата была выбрана в честь события, произошедшего более ста лет назад. Именно в этот день в 1912 году Военным ведомством России был издан приказ, согласно которому в действие вводился Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. С этого распоряжения и началась история военной авиации нашей страны.

За более чем вековую историю русские лётчики показали себя отважными, самоотверженным людьми и истинными виртуозами своего дела. Всего лишь через два года после начала существования службы наши соотечественники установили 10 мировых рекордов по продолжительности, дальности и высоте полётов. В числе выдающихся военных лётчиков России есть и наш земляк — генерал-майор, кавалер орден Святого Георгия Ткачев Вячеслав Матвеевич.

Он родился в 1885 году в станице Келермесской. Потомственный казак в 1904-м окончил Нижегородский кадетский корпус, в 1906-м — Константиновское артиллерийское училище. После этого стал офицером-воспитателем в Одесском кадетском училище. Здесь он впервые увидел парящий в небе аэроплан и понял, что именно с авиацией хочет связать свою судьбу. Вячеслав Матвеевич окончил Одесскую школу пилотов, затем Севастопольскую авиационную школу и поступил на службу в Киевскую 3-ю авиационную роту.

В октябре 1913 года Ткачев В.М. совершил рекордный перелет на «Ньюпоре» по маршруту Киев — Одесса — Керчь — Тамань — Екатеринодар и начал подготовку первой крупной авиационной единицы русской армии.

Первую мировую войну кубанский казак встретил командиром 20-го авиационного отряда, главной боевой задачей которого была разведка.

— 12 августа 1914 года во время одной из вылазок в тыл врага самолет Ткачева попал под огонь неприятеля, — рассказывает о своем земляке почетный житель Гиагинского района, потомственный казак Василий Павлович Затолокин. Он изучал судьбу авиатора и может рассказать о летчике много интересного. — Осколок снаряда попал в масляный бак аэроплана и пробил его, но Ткачев не растерялся и закрыл течь ногой. Он продолжил полет, спланировал между своими и неприятельскими отрядами пехоты и вовремя доставил руководству сведения, добытые разведкой. Вячеслав Матвеевич настолько любил свой летательный аппарат, что не смог оставить его на поле брани. Он привязал самолет к двуколке и вывез его в целости и сохранности.

За выполненное с риском для жизни задание, а также за мужество и находчивость 24 ноября 1914 года В.М. Ткачев первым среди российских авиаторов был удостоен почетной награды — ордена Святого Георгия 4-й степени. Но подвиги авиатора на этом не завершились.

В декабре 1914 года на участке Юго-Западного фронта командир авиационного отряда сотник Ткачёв атаковал немецкий аэроплан «Альбатрос» и обратил противника в бегство.

Во времена Первой мировой войны Ткачев проявил себя как отважный летчик и умелый организатор, дослужился до чина полковника, генерал-инспектора авиации, исполнял должность начальника полевой авиации при штабе Верховного Главнокомандующего.

— После революции 1917 года В.М. Ткачев вернулся на Кубань, — продолжил рассказ Василий Павлович. — Он не мог спокойно смотреть, как гибнет то, чему он посвятил свои силы, знания и опыт.
Дорога домой преподнесла казаку немало сюрпризов. В конце 1917 года он все же добрался до Келермесской, но злой рок настиг его и здесь. Ткачева арестовали и приговорили к расстрелу. По пути к месту расправы кубанскому казаку с риском для жизни помог сбежать его земляк.

Сразу после освобождения Вячеслав Матвеевич вступил в белую армию под командованием генерала А.И. Деникина. Летом 1918 года он возглавил 1-й Кубанский авиационный отряд.

Осенью 1919 года белым пришлось отступать на юг, а в апреле 1920 года они оказались запертыми на Крымском полуострове. Тогда на военном небосклоне снова взошла звезда авиатора. Генерал Врангель назначил Ткачева главнокомандующим всей белой авиацией. Одновременно 34-летнему летчику было присвоено звание генерал-майора.

— Под руководством Вячеслава Матвеевича малочисленные белогвардейские летчики стали грозной силой, — рассказывает В.П. Затолокин. — Ткачев обучал юных авиаторов летать строем, слаженно действовать в группе и точно следовать приказам командира. Летчики почти непрерывно участвовали в боях, но при всем этом находили время и для учебы. Однажды за два дня они совершили более 150 вылетов на разведку и бомбардировку. За успешные действия отряда Ткачев одним из первых был награжден орденом Николая Чудотворца, учрежденного Врангелем в 1920 году.

К концу июня накал боев на юге России возрос еще сильнее. Врангель обратился к авиации как к своей последней надежде. И авиаторы не подвели. Ранним утром 29 июня 13 бомбардировщиков под командованием Ткачева открыли огонь по лагерю противников. При первых же взрывах бомб кони красных кавалеристов бросились врассыпную. Вот как сам Ткачев описывал эту операцию:

«Под моим руководством была атакована колонна корпуса Жлобы у деревни Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулеметным огнем совершенно разгромили красных, которые бежали на восток и северо-восток. Все поле было покрыто черными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулеметные тачанки».

Разгром красной кавалерии стал наивысшим достижением белой авиации за всю ее историю. Спустя время на примере этой вылазки курсанты летных училищ РККА изучали тактику действий самолетов против конницы.

Гражданская война закончилась, а для Вячеслава Ткачева начался долгий период жизни на чужбине. В мае 1941 года Югославию, где проживал авиатор, оккупировали немецко-фашистские войска. Некоторые русские эмигранты начали сотрудничать с гитлеровцами. Однако Вячеслав Матвеевич наотрез отказался надеть немецкий мундир. Несмотря на это, в декабре 1944-го его арестовали и депортировали в СССР. Как бывший белогвардеец и непримиримый враг советской власти он был осужден на 10 лет лагерей. Генерал Ткачев отбыл свой срок и вышел на свободу в 1955 году. После 35-летних скитаний он вернулся на родную Кубань и поселился в Краснодаре, устроившись работать переплетчиком в артель инвалидов.

В 1957 году Ткачев навестил родную станицу, где еще уцелел дом его родителей. Генерал вошел в одну из комнат, опрокинул стол, открутил ножку и достал из-под нее многочисленные награды. Они хранились в этом тайнике с 1918 года.

Последние годы жизни Ткачев посвятил исследованию истории зарождения русской авиации. Он написал книгу «Русский сокол» о П.Н. Нестерове. Но главный труд его жизни — книга «Крылья России», был издан в 2007 году — через 40 лет после смерти автора.

В.М. Ткачев скончался в марте 1965 года и был похоронен на Славянском кладбище Краснодара. В 1994 году на доме, где завершился жизненный путь прославленного летчика, была установлена мемориальная доска. На ее открытие прибыл главком авиации России генерал П.С. Дейнекин, а во время торжественной церемонии в небе над городом в четком парадном строю пронеслись летчики пилотажной группы «Русские витязи». В 2010 году в станице Келермесской на стене Свято-Покровского храма благодарные казаки установили своему отважному земляку мемориальную доску.

В 2019 в поселке Кача (Крым) открыли первый в России Пантеон памяти морских авиаторов-черноморцев, защищавших Севастополь в годы Первой мировой войны. Там увековечено имя нашего земляка, первого генерала авиации РФ Вячеслава Ткачева. Пантеон расположен в границах кладбища летчиков первой Севастопольской авиационной школы, которую окончил Вячеслав Матвеевич.

Совсем недавно Пантеон памяти морских авиаторов-черноморцев посетили казаки Гиагинского района.

— В прошлом году мы ездили в Симферополь на торжественное мероприятие, посвященное пятилетию присоединения Крыма к России, — рассказывает атаман Гиагинского районного казачьего общества Евгений Алексеевич Хамин. — Тогда сотрудники Севастопольского РГО только начинали работу над Пантеоном. Они заранее обратились к нам с просьбой привезти на кладбище русских авиаторов землю с могилы В.М. Ткачева. Мы на эту просьбу откликнулись с энтузиазмом — приятно, что нашего земляка помнят и чтят.

Казаки подготовили документы, насыпали в специальную колбу земли со двора, где родился русский авиатор, потом отправились в Краснодар. Администрация города дала разрешение набрать землю с могилы, где похоронен Вячеслав Матвеевич. Выполнив задуманное, казаки отправились в Крым и передали колбу с землей людям, которые занимались благоустройством Пантеона. За год сотрудники Севастопольского РГО провели огромную исследовательскую работу, возвели памятники русским авиаторам. А на торжественное открытие памятника первому генералу авиации России В.М. Ткачеву пригласили земляков прославленного летчика.

— Когда мы узнали о готовящемся мероприятии, — говорит Е.А. Хамин, — у нас не возникло вопроса, ехать или нет. Мы единогласно решили, что поездка должна состояться. Автомобиль нам выделили в Управлении культуры Гиагинского района, помощь также оказала администрация, за это большое спасибо. Остальные траты частично взяло на себя Гиагинское РКО. А кое-что пришлось оплачивать и из собственных средств, но это все мелочи. Главное не то, какой мы проделали путь, а то, что было его целью. Мы почтили память авиаторов в теплой, почти семейной обстановке, вспомнили их самоотверженность и отвагу. Вот что по-настоящему ценно.

С приветственным словом на открытии мемориала выступил Василий Павлович Затолокин. Он рассказал участникам мероприятия интересные факты судьбы авиатора, поблагодарил сотрудников Севастопольского РГО за их энтузиазм и трудолюбие.

— Важно помнить наших героев, — считает атаман Гиагинского РКО. — Сейчас ВВС России — огромная мощь. А начиналось все с нескольких аэропланов, с проб и ошибок, с бесстрашия наших соотечественников. Большие свершения начинаются с малого, но «Крылья России» всегда были и, я уверен, будут на высоте.
А. Фомина.
По материалам из книги В.П. Затолокина «Станица Келермесская. К 100-летию первой мировой и гражданской войн», со слов очевидцев и информации из открытых источников.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.