Дата. Скажи: «рррр». 14.11.2020 г. № 88

Для многих взрослых воспоминания из детства — это и занятия с человеком, который всеми силами пытается «выудить» из тебя звук «Р», или объяснить, что «Маса» звучит гораздо лучше, если произнести: «Маша». Речь идет, конечно же, о логопедах, которые 14 ноября отмечают профессиональный праздник. Всемирный день логопеда и дефектолога отмечается с 2004 года. Это «узкий» праздник, и о нем известно только в профессиональном сообществе специалистов. Однако, с каждым годом потребность в услугах логопеда растёт. Зачастую в его помощи нуждаются дети дошкольного и младшего школьного возраста, но и взрослые к нему тоже обращаются. О роли этого специалиста в жизни человека мы поговорили с учителем-логопедом СОШ №1 им. А.Г. Сапрунова Анной Мокрушиной.

Анна Григорьевна в профессии 15 лет. В начале нулевых она окончила педагогический колледж им. Х. Андруха­ева по специальности «Учитель начальных классов». Но судьба распорядилась иначе, и Анна Григорьевна стала логопедом.

— Что повлияло на смену Вашей специализации?

— В начале 2000-х в респуб­лике с работой не очень было. Дефицита в учителях начальных классов не было, а вот педагогических специалистов «узких» направлений не хватало. Требовались логопеды, дефектологи, психологи. В Управлении образования Гиагинского района мне предложили пройти переквалификацию в Москве по направлению «Учитель-логопед». Конечно, я с удовольствием согласилась — это перспективно, интересно, а главное — после обучения было 100% трудоустройство.

— Чем Вас тогда заинтересовала профессия?

— Это социально-важная работа. Да, учитель начальных классов тоже социальная профессия. Там и общение с детьми, и с родителями. Но к логопеду приходят за помощью. И запрос здесь — не просто научить, обучить, а устранить то, что мешает ребенку выразить себя, быть уверенным, социально адаптированным. Речь — это наша визитная карточка, она играет огромную роль в жизни каждого человека. Помочь детям с недостатком в развитии речи — большая честь для меня.

— Логопедические нарушения — это причина проблем в развитии или следствие?

— Все индивидуально. Нужно каждый случай рассматривать отдельно. Речь взаимодействует практически со всеми сенсорными системами организма — это зрение, слух, процесс говорения, вестибулярный аппарат. И вот любое нарушение органов восприятия может привести к нарушению речи. И наоборот.

— Расскажите о самых распространенных проблемах у детей.

— Это нарушение звукопроизношения, а также прикуса. Конечно же, логопед не может исправить патологию челюсти, здесь в помощь другие специалисты, например ортодонты, но адаптировать органы речи к произношению при неправильном строении прикуса мы можем.

— Сегодня профессия логопеда востребована?

— Очень. Сейчас в России ин­клюзивное образование, то есть каждый ребенок, независимо, есть ли у него нарушения или недостатки в развитии, или нет их, обучается на общих основаниях в школе. В связи с этим профессия логопеда стала востребованной настолько, что ни один педагогический консилиум не решается без участия логопеда.

— О каких консилиумах идет речь?

— Например, ребенок трудно усваивает школьную программу, родители обращаются к специалистам: психологу, логопеду, социальному педагогу с запросом — что нужно сделать, чтобы ребенок успешно обучался? В таких случаях собирается комиссия, где определяются коррекционные методы решения проблемы. Например, те же занятия с логопедом и индивидуальная программа обучения, благодаря которой ученик сможет себя реализовать, при этом обучаясь со сверстниками на равных условиях. Если коротко, то вот она суть инклюзивного образования.

— Бывает, что родители боятся, что у ребенка с индивидуальной программой обучения могут начаться проблемы с одноклассниками, которые, возможно, могут его высмеивать.

— Индивидуальная программа — это учебная нагрузка, которая по силам ребенку с ограниченными возможностями здоровья. И о ней знает только учитель. Ребенок при этом продолжает заниматься в своем классе. Поверьте, учителя не приходят в класс и не говорят: «Дети, вот смотрите — это Петя, и теперь он будет заниматься по особой программе, так как он чего-то там недопонимает». Такое недопустимо. Все ученики занимаются так, как занимались всегда, просто у Пети немного меньше нагрузка. Так что родителям переживать не нужно. Лучше поду­майте, к каким последствиям может привести игнорирование проблемы развития.

— Сейчас, чтобы заниматься с логопедом и в детском саду, и в школе ребенку необходимо пройти комиссию, где ему ставится статус «ОВЗ». Многие родители отказываются от помощи логопеда или психолога, так как боятся этого статуса. Так ли он страшен?

— Что такое ОВЗ? Это ограниченные возможности здоровья. Принято считать, что сюда входят серьезные нарушения развития. Это так. Но статус «ОВЗ» сегодня ставится и тем детям, у кого есть нарушения в звукопроизношении, гиперактивность, дефицит внимания. Это необходимая формальность, подтверждающая, что ребенок нуждается в помощи специалиста. Статус «ОВЗ» ставится либо до окончания детского сада, либо в школе на год, может два. После завершения срока, заключение комиссии становится недействительным. Так что ОВЗ — это не клеймо. Вашего ребенка возьмут и в школу, и в институт, и в армию. Не переживайте.

— В этом году Вы стали призером республиканского конкурса «Учитель-логопед, дефектолог». Расскажите о своем участии.

— Конкурс впервые проходил в Адыгее, и наше логопедическое сообщество его очень ждало. Участие — это не только возможность себя показать, что безусловно придает уверенности, повышает престиж профессии, это и новые знания, опыт, мотивация расти и развиваться дальше. Я рада, что поучаствовала. Рекомендации жюри, специалистов в логопедии и дефектологии высокого уровня, для меня очень ценны.

— Анна Григорьевна, что бы Вы пожелали в праздник своим коллегам?

— Можно в стихах? С Днем умельца-логопеда! Счастья, мира и терпения. Доброты, надежды, света и успехов без сомнений. Пусть сопутствует удача, каждый день, и на «ура» все решаются задачи без усилий, как игра!

Редакция газеты «Красное знамя» присоединятся к поздравлениям! И желает совершенствования мастерства, новых знаний и полезных решений.
С. Кикова. Фото автора.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.