Дата. Движение вверх. 21.11.2020 г. № 90

Сегодня в России отмечается День работника налоговой службы. В этом году федеральному органу исполнилось 30 лет со дня образования. За три десятка лет сфера налогообложения РФ претерпела кардинальные изменения. Об эволюции и миссии налоговой службы мы поговорили с Валентиной Голубевой, заместителем начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Республике Адыгея.

Валентина Николаевна Голубева с налогами на «одной волне» уже 27 лет. В 1993 году она пришла работать старшим инспектором аналитического отдела госинспекции РФ по налогам и сборам в Гиагинском районе.

— Я человек аналитического склада ума. До прихода в налоговую службу работала старшим экономистом в потребительской кооперации. Работа в инспекции тесно связана с моей профессией, по диплому — я экономист. За 27 лет у меня была возможность поработать в разных отделах инспекции, и могу сказать, что налоговая служба стала смыслом моей жизни. Где бы я ни находилась, я всегда думала о работе. Если нужно было взять на дом работу, мне не доставляло это никакого труда. Я живу профессией. Наверное, это не очень правильно, но по-другому не могу. Я буквально «замужем» за работой, — рассказывает Валентина Николаевна.

Сегодня Межрайонная инспекция ФНС №2 курирует 4 района Республики Адыгея: Гиагинский, Шовгеновский, Кошехабльский и Красногвардейский. В нашей налоговой работают 69 человек и, как единый слаженный механизм, 8 отделов — своего рода «ключики» к решению различных вопросов, возникающих в сфере налогообложения региона, райо­нов и поселений.

— Если театр начинается с вешалки, то налоговая — с отдела учета и работы с налогоплательщиками, — объясняет Валентина Голубева. — Мы всегда стараемся выслушать человека, где-то успокоить, где-то поддержать. Консультируем людей по всем профильным вопросам и, взаимодействуя с другими отделами, помогаем человеку решить проблему. И что приятно, люди говорят нам «спасибо». После слов благодарности всегда хочется сделать еще больше добра. За долгие годы работы я усвоила одно правило: если ты не можешь ответить на вопрос плательщика, отвечай по совести. Этому соответствует налоговое законодательство. Когда ты с человеком искренен — это чувствуется. Человек тебе доверяет, и тогда проблема в такой сложной системе, как налогообложение, решается легко и быстро. К слову, налоговая служба — кузница высококлассных кадров. В ФНС работали Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, Глава Республики Адыгея Мурат Кумпилов, полпред РА в Краснодарском крае Александр Наролин. Кадры решают всё, а потому кадровая политика в налоговой службе — на серьезном счету.

Налоговое законодательство ежегодно меняется — всё идет к тому, чтобы облегчить налогоплательщику выполнение обязательств и получение услуг. За 30 лет произошло много перемен. На сайте Федеральной налоговой службы сейчас работают более 60 электронных сервисов, которые позволяют налогоплательщику, не выходя из дома, офиса решить все свои налоговые вопросы. Например, человек на сайте может определиться, какой вид налогообложения подходит для его бизнеса, все прочитать, изучить, просчитать, зарегистрироваться и вести деятельность.

— Люди уже почувствовали, насколько удобен такой формат взаимодействия с ФНС. Сейчас 80% всех обращений в инспекцию налоговой службы проходят в онлайн-режиме. Клиентоориентированность — современный стиль работы налоговых органов. Сегодня на каждого налогоплательщика по регламенту выделяется 15 минут. Эти требования мы обязаны соблюдать, чтобы исключить огромные очереди. С переходом в онлайн-формат все стало гораздо проще. Конечно, остались люди, которые приходят к нам на прием. Не у всех, например, у пожилых людей, есть возможность воспользоваться интернет-сервисами. И здесь хочется сделать акцент на законопослушности таких граждан, которые всегда вовремя платят налоги. Даже для нас, сотрудников налоговой, они являются ориентиром. Порой бывает смотришь, Мария Петровна налог пришла заплатить — это напоминание, что пора и нам платить налоги, потому что Мария Петровна всегда первая приходит в период уплаты налогов.

Сейчас самые распространенные онлайн-услуги в сфере налогообложения — предоставление декларации в электронном виде и сервис — личный кабинет (ЛК) налогоплательщика на сайте ФНС. Здесь человек может обратиться за консультацией в любое время, даже из другого субъекта РФ. Также через ЛК можно получить справки, выписки и все необходимые документы в сфере налогов. Ежедневно НС обрабатывает порядка 100 обращений, из них 80% поступают в онлайн-формате. Летом 2020-го в Адыгее стал доступен специальный налоговый режим для самозанятых граждан. Его цель — сократить теневые доходы и вывести людей, работающих «на себя» без наемных рабочих, «из тени». Это означает, что, зарегистрировавшись как самозанятый, человек может вести законный бизнес с возможностью заключать договоры, контракты и увеличивать тем самым доверие клиентов к себе.

— Самозанятость — это очень удобная система налогообложения для людей, чей годовой доход от деятельности не превышает 2,4 млн. рублей. Удобно это тем, что не надо регистрироваться в качестве предпринимателя, а это занимает время, самозанятый освобождается от уплаты страховых взносов, а они у нас ощутимые, а также от предоставления налоговой декларации. В чем смысл такого вида налогообложения? Есть мобильное приложение «Мой налог». Через него человек регистрируется в качестве самозанятого. Ставка при работе с физлицами 4% от ежемесячного дохода, а с юрлицами — 6%. Также предоставляется налоговый вычет 10 тысяч рублей, плюсом к этой сумме, в связи с пандемией, государство выделяет дополнительный налоговый капитал — 12 130 руб­лей. Основная часть от налога (63%) идет в бюджет региона, 37% — в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Налогом облагаются не все переводы на счет, а только операции, по которым самозанятый предоставил чек в приложении. Сервис сам рассчитывает налог и присылает уведомление, оплатить его можно автоматически, привязав банковскую карту. Этот вид налогообложения рассчитан на самосознание и ответственность людей, которые до сегодняшнего дня работали «в тени». А теперь человек может платить небольшой процент налога и работать совершенно законно, а главное — спокойно, — объяснила Валентина Голубева.

— Заплати налоги, спи спокойно. Кого-то это фраза успокаивает, кого-то настораживает. Часто налоговых инспекторов боятся, настолько ли они страшны, или с ними можно «дружить»?

— Чем больше понимания между налогоплательщиками и налоговой службой, тем проще ладится дело. В нашей работе есть и пряник, и кнут, где пряник — это вежливость, доброта, приветливость. А кнут — административно-правовые методы взыскания налогов, если человек уклоняется от своей гражданской обязанности его оплатить. Очень приятно, что в нашей работе кнут мы применяем очень редко. В районах, которые мы администрируем, люди, по большей части, грамотные в правовом аспекте.

— Чтобы Вы пожелали своим коллегам и в целом налоговой службе в праздник?

— Движения вверх и творческого подхода к профессии. Это когда доброжелательность и желание помочь креативно сочетаются со внутренним стержнем — дисциплиной. Ну и, конечно же, удачи, везения, здоровья. Как показал 2020 год — они всем нам ох как нужны.

С. Кикова.
Фото автора.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.