
Сегодня отмечается День российской печати. 13 января 1703 года по Указу Петра I в Москве вышел первый номер газеты «Ведомости». Это событие стало днем рождения отечественных СМИ. Спустя 318 лет подача информации через газету по-прежнему остается востребованной.
Если идеи статей рождаются в голове редакторов и корреспондентов, то газета — в типографии. Полиграфический цех — святая святых печатного дела. И в праздничный день мы предлагаем вам отправиться на экскурсию в прошлое. В преддверии нашего профессионального праздника мы побывали в гостях у печатника «КЗ», который проработал в районной типографии 32 года. Анатолий Андреевич Остренко — ударник коммунистического труда, неоднократный обладатель звания «Лучший по профессии», с удовольствием рассказал о тонкостях печатного мастерства в СССР.
Мимо дома Анатолия Андреевича не пройдешь. Король Лев, Карлсон, Тимон и Пумба, Русалочка гордо занимают «печатные» площади забора. Хочется остановиться и рассмотреть изображенных на нём мультперсонажей, которые задают позитивное настроение с порога. Да и сам хозяин приветливо встречает у входа.
— Это невестка рисует, — с улыбкой рассказывает Анатолий Андреевич, — а я и не против — дело хорошее. Детворе, которая проходит мимо, нравится.
Анатолий Остренко пришел работать в типографию «КЗ» учеником печатника в 1969 году. Вышло это совершенно случайно.
— По образованию я желенодорожник, работал бригадиром ЖД путей в Гончарке. Мои родители жили в Гиагинской, а так как я самый младший в семье, то на семейном совете было принято решение, что досматривать их буду я. Мы с супругой переехали к родителям. Я искал работу рядом с домом, а ЖД станция была далеко. Соседи подсказали, что в типографию требуется подмастерье печатника, так я и оказался в полиграфическом цеху. Через три месяца прошел обучение и стал самостоятельным печатником. И уже через год получил свою первую трудовую медаль за хорошую работу.

В 70-х типография располагалась на углу улиц Эскадронной и Красной. В ней работали директор, два печатника, линограф, наборщики и наладчик оборудования. В те годы в типографии был один линотип, на котором печаталась газета и полиграфическая продукция — бланки, этикетки, журналы.
Справка «КЗ». Линотип — вид ручного полиграфического оборудования, наборная строкоотливная машина, изобретённая в 1884 году американским инженером Отмаром Мергенталером. Линотип предназначен для отливки строк текста из типографского сплава — гарта.
— Газета издавалась тиражом более 7000 экземпляров и выходила, также как и сейчас, два раза в неделю — по средам и субботам. Зарплата печатника была сдельной — чем больше напечатаешь оттисков, тем больше получишь денег. Я всегда перевыполнял план. Моя мотивация — семья, мне хотелось, чтобы ни жена, ни дети ни в чем не нуждались. Рабочий день печатника — с 9 до 17, я уходил домой в восемь вечера, приходил на работу в 4 утра, а потому перевыполнял норму на 30-40 процентов, и зарплата, соответственно, была хорошая — 130 рублей. У меня более 20 грамот за лучшее качество печати в крае и 4 трудовые медали, я всегда или побеждал, или занимал призовые места на социалистических соревнованиях, но при этом стеснялся своих достижений. Мне было стыдно, что меня хвалят, а коллег нет.
— Анатолий Андреевич, в чем секрет Вашего успеха в работе, помимо денежной мотивации?
— Я очень-очень не люблю, когда меня ругают, поэтому старался быть лучшим в профессии, чтобы хвалили, — застенчиво признается Анатолий Остренко. — Да и потом я любил свою работу. Благодаря профессии я многому научился. Например, делать переплеты. Даже подрабатывал. Ко мне приходили студенты, я им переплетал курсовые и дипломные работы. А еще в те годы станичники выписывали журнал «Крестьянка». Вот соберется у человека стопка этого издания, он приходит ко мне в типографию, и я переплетаю подшивку под твердую обложку.
— Расскажите, сколько времени уходило на печать тиража газеты в 70-е?
— В среднем 12 часов. Мы же печатали вручную, по одной полосе. Бывало, что до ночи приходилось оставаться, особенно когда главным редактором был Николай Иванович Балахонов. Уникальный человек — он к газете относился с любовью и ответственностью, как отец к ребенку. Он перечитывал полосы по несколько раз, если где-то какая-то ошибка «всплывала», он лично приходил, просил перепечатать. Всегда уходил с работы позже всех, пока не убедится, что всё в порядке. И так на протяжении 20 лет.
— А 90-е стали лихими для «Красного знамени»?
— К большому сожалению, да. В первую очередь, перестройка сказалась на информационном наполнении газеты. В 70-х, 80-х редактор сам определял значимость материала, что публиковать и в каком формате. А в 90-х начался тотальный диктат: редактора вызывали в райком и давали ценные указания. Николай Иванович, по своим личным убеждениям, не захотел работать в таком режиме и уволился. Снизился тираж газеты с 7000 до 5000 тысяч экземпляров, потому что начался дефицит бумаги. Заказы на полиграфическую продукцию упали. Сложное было десятилетие…
— Вы отработали 32 года в типографии. В чем заключается такая преданность?
— А я однолюб. Не люблю прыгать с места на место. Если выбрал дело — будь ему верен. И в личной жизни придерживаюсь такого же принципа — полюбил женщину, будь ей преданным до конца. Я женился на своей Зое, когда ей было 16 лет. И пообещал ей, что буду рядом всегда. Мы прожили много счастливых лет, а шесть лет назад её не стало. Но я по-прежнему мыслями, душой с ней, и другой женщины рядом со мной никогда не будет.
Анатолию Андреевичу без малого 80 лет. Это активный мужчина, которому на вид дашь «с натяжкой» 70. Он счастливый папа двух сыновей, дед пятерых внуков и прадед троих правнуков. Занимается благоустройством дома, читает детективы и родное «Красное знамя».
— Анатолий Андреевич, есть ли будущее у газеты?
— Конечно. Во-первых, печатные издания — это «аристократы» СМИ. Здесь информация подается размеренно, с чувством, толком и расстановкой. А телевидение любит скорость. Я с удовольствием читаю сегодня «Красное знамя». Изменился стиль газеты, информационная подача, но и время сейчас другое. На мой взгляд, газета по-прежнему актуальна. И пользуясь случаем, в День российской печати, хочу пожелать своим коллегам здоровья, а современным специалистам, продолжающим печатное дело района, — сил, вдохновения и гордости за свою профессию, она значима для общества.
С. Кикова.
Фото автора и из архива А.А. Остренко.
Отправить ответ