Сохранить и приумножить. 13.03.2021 г. № 18

На этом фото запечатлен момент награждения преподавателя адыгейского языка и литературы СОШ № 4 Сусанны Султанбековны Самоговой. В прошлом году она стала призером республиканского конкурса «Лучший учитель адыгейского языка». Свою награду она получила из рук Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова. Накануне Дня адыгейского языка и письменности педагог рассказала, почему необходимо сохранять родной язык.

— С помощью языка мы можем выразить красочно и ярко свои мысли, переживания, эмоции, превращая их в песни, стихи и прозу. Язык помогает передавать из поколения в поколение знания, помогает понять менталитет народа, подчёркивает его самобытность. Это всё и составляет основу культурного наследия нации. Эта основа должна быть прочной. Поэтому вопросам сохранения, развития и популяризации родного языка в нашей республике уделяется самое пристальное внимание, — считает Сусанна Султанбековна.

В её семье все разговаривали на адыгейском. Услышать русскую речь в адыгском ауле было редкостью. Современная жизнь ставит всё с ног на голову. Маленькие родственники Сусанны Султанбековны больше говорят на русском, смотрят мультфильмы и видеоролики именно на этом языке. Они постепенно забывают родной язык, не имея языковой практики.

— Эта тенденция заметна и в детских садах, и в школах, — говорит педагог. — Молодое поколение ещё не осознаёт ценности родного языка, а родители, в свою очередь, общаются со своим ребенком на русском языке. Как учитель адыгейского языка, могу с точностью утверждать, что невозможно сохранить язык, ограничиваясь только уроками в школе. Нужна постоянная практика. Ребёнок каждый день должен слышать родную речь. И наша задача как носителей языка состоит в том, чтобы общаться дома на родном языке как со своими детьми, так и между собой.

Изучение адыгейского языка — не такая простая задача. Ребята начинают постигать эту науку с первого класса. Работают со звуками, изучают буквы. Чем раньше начать обучение, тем проще ребенку произносить непривычные звуковые сочетания. И если нет постоянной практики, школьники за время каникул могут забыть пройденный материал.

— Методика преподавания адыгейского языка схожа с преподаванием других иностранных языков, только акцент — на произношение звуков, — рассказывает Сусанна Султанбековна. — Я стараюсь и вне урока говорить с детьми на адыгейском, провожу специальные занятия, где уделяю внимание культуре и обычаям народа.
Сохранению адыгейского языка в последние годы уделяется особое внимание. Постоянно устраиваются семинары, конференции, разрабатывается учебная литература, повышается мастерство педагогов. С этой целью в прошлом году в республике впервые прошел конкурс «Лучший учитель адыгейского языка», призером которого стала С.С. Самогова.

— Я подготовила для конкурса самопрезентацию и сделала видеозапись обычного урока. Еще одним конкурсным испытанием стала дистанционная пресс-конференция, где участники отвечали на вопросы по различным педагогическим ситуациям. Я не рассчитывала на победу, просто захотелось попробовать свои силы, поскольку раньше в таких конкурсах не участвовала. Так что статус призёра стал приятной неожиданностью.

Популяризации национального языка способствуют и такие акции, как «Адыгэ диктант». Впервые она состоялась два года назад. Акция проводится по аналогии с «Тотальным диктантом», только текст участникам акции диктуется на адыгейском языке. Инициаторами и организаторами «Адыгэ диктант» выступили преподаватели факультета адыгейской филологии и культуры Адыгейского государственного университета. В этом году из-за пандемии диктант был организован и в онлайн, и в офлайн формате. Завтра, 14 марта, в 12 часов трансляцию диктанта будет вести Адыгейский госуниверситет на YouTube-канале вуза. Затем в течение получаса необходимо сфотографировать или отсканировать свою работу и прислать на электронную почту или в WhatsApp, которые будут указаны на экране после трансляции. Принять участие могут все желающие.

А. Мачульская.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.