Фермерству России — 30 лет. Успех к ленивым не приходит. 24.07.2021 г. № 56

Как не прогореть в сельхозбизнесе и почему купить дорогой трактор и пару гектаров земли — недостаточно? На чем проще заработать — на мясе, молоке или зерне? Такие вопросы уже не возникают у главы крестьянско-фермерского хозяйства с тридцатилетним стажем Рамазана Хаткова. В 2018-м на всероссийском съезде сельхозтоваропроизводителей он был удостоен высшего звания — «Заслуженный фермер Российской Федерации». Участник программы господдержки по линии Минсельхоза — получатель гранта в 7 миллионов рублей. О пути в 30 лет и задачах, которые пришлось решать — в материале Галины Шовгеновой.

Этот участок земли он присмотрел давно. Повезло — его желание однажды сбылось. Время было таким, что городские промышленные и строительные предприятия брали в аренду землю в селе, организовывали подсобные хозяйства. Тем самым в какой-то степени решалась продовольственная проблема для городских трудовых коллективов. Арендатором небольшого участка земли на одном из берегов реки в селе Нижний Айрюм несколько лет было производственное объединение «Адыгпромстрой» — промышленное и гражданское строительство. Несколько лет в подсобном хозяйстве разводили нутрий и баранов. Для их содержания были построены корпус и бытовка для рабочих.

Инфраструктура — подъезд, электричество, водопровод с водонапорной башней— были. Словом, работай— не хочу. Но ферма переходила из рук в руки. Арендатор не менялся, менялись люди, которые её обслуживали.
Рамазан Хатков в ту пору работал в Гиагинской заготконторе заготовителем и учился в Кубанском сельскохозяйственном институте, а жил в Майкопе…

— Когда я принял решение взять в аренду этот пруд, — вспоминиет Рамазан, — здесь уже были одни руины. Правда, здания почти в целостности и сохранности находились. Но территория стала проходным двором. Поначалу привёл в порядок пруд, запустил малька толстолобика и белого амура. Доход от реализации рыбы был. Налоги тогда платил в сельский совет, потому что не было ещё налоговой инспекции. Правопреемники оставили мне «богатое» наследство с долгами по зарплате и налогам. Это выяснилось в первые же дни. Но отступать от задуманного не хотелось. Место, сами видите, одно из красивейших в Адыгее,— улыбается Хатков.

С этим не поспоришь. Увесистые ивы, ствол которых не обхватишь руками, да сероствольные белолиственницы обрамляют пруд по берегам. Всё остальное — дело рук человека. К импровизированному пирсу пришвартована лодка. Асфальтированная дорога ведёт к центральной усадьбе. В тени деревьев прячутся бригадная бытовка и жилой дом с садом. На хоздворе машинно-тракторный парк, животноводческие корпуса, склады, кормоцех. Всё это создано для того, чтобы было уютно и комфортно коровам, бычкам, барашкам и любимцам хозяина — породистым жеребцам. Птичьей живности здесь тоже достаточно. Красивый сельский пейзаж… Просто радуют глаз подбеленные деревья, бордюры и тотальная чистота на всей территории.
Такой эта сельскохозяйственная организация стала, когда Хатков сменил статус арендатора на главу КФХ. И по-хозяйски взялся за своё дело.

Не сразу огороженная со всех сторон территория стала образцово-показательной. К этой цели глава КФХ шёл уверенно. И помогал ему в этом чётко расписанный план, в котором он старался просчитать все возможные риски и, конечно, прибыль. Оказалось, что каждая из его задумок имела право на жизнь…

— Ну да. Поэтому я очень благодарен своей семье, всем родственникам. Мы вместе взялись за дело. Хватило три года для того, чтобы потом начать жизнь с чистого листа.

Ровно столько лет понадобилось Рамазану Хаткову для того, чтобы погасить долги своих предшественников. Времени на судебные тяжбы не было. Трудолюбие стало отличной платой : ему поверили пайщики.С их помощью удалось увеличить земельный участок до 600 гектаров. Тогда он сделал ставку на животноводство. Крупный рогатый скот: молочное стадо и бычки на откорме, овцы и лошади. Был период, когда он держал до 200 голов бычков. При хорошем уходе, за полгода каждый бычок до полтонны килограммов живого веса набирал. Только глава КФХ быстро понял, что большая часть выгоды уходит перекупщикам скота. А в те годы можно было только с ними связь поддерживать. Закупочные цены на мясо низкие, а рыночные — чуть ли не в два раза выше. К тому ж, не хватало животноводов: старики на пенсию ушли, а молодёжь работать со скотом не хотела. И даже приличная зарплата не прельщала. В итоге, он отказался от мясного направления. Оставил немного — для нужд хозяйства, для тех, кто трудится на земле. Коровы с телятами, барашки и домашняя птица. В страдную пору здесь на кухне готовят завтраки, обеды и ужины исключительно из продуктов собственного производства. В растениеводстве с годами Рамазан Хатков выработал определённую тактику. Не спешит продавать убранный урожай с «колес». Зачем отдавать сегодня за бесценок, если достойную цену на зерно можно получить месяца через три, или даже через год? Запас, как говорится, карман не тянет.
Кроме главы КФХ здесь, наравне с ним, работают два его сына: младший агрономом, старший — юристом. Брат, если надо, и родной дядя на помощь приходят.

— В штате не Хатковых нет, — говорит Рамазан, — Наши женщины тоже с нами. Моя дочь весовщицей работает, невестки — по хозяйству и на кухне, жена по возможности помогает. Особенно сейчас, пока идёт уборка, да и после неё в поле до осени дел много. Если мужчины в поле трудятся от зари до темна, то наши женщины создают уют и комфорт для тех, кто в поле трудится. А в поле-то, ой как жарко! Нас из колеи только непогода выбивает.

Секрет от Хаткова

— А секретов-то особых нет, — говорит мой собеседник, — работай— не ленись! Да, образование даёт гарантию успеха в агробизнесе. Но надо любить своё дело. Земля щедро отзывается только на заботу о ней. Да, приходится, порой пахать, не жалея сил. И для отдыха время тоже есть. Я доволен тем, что со мной работают трудолюбивые люди. Не могу не сказать, что в первые годы нелегко решались проблемы. Пришли на выручку верные и надёжные друзья. Без этой помощи не смог бы со старта выйти.

Любовь на всю жизнь

Но и это не всё, чтобы завершить рассказ о Хатковых, которые благодатно обосновались на землях Нижнего Айрюма. Адыги всегда занимались лошадьми. Поэтому в этом хозяйстве породис­тые жеребцы прекрасно соседствуют с барашками, коровами и бычками.

— Они мои любимцы, — с особой интонацией в голосе говорит Рамазан. — Наступают такие дни, когда мы собираемся и уходим на лошадях в горы на несколько дней. Мне кажется, что нигде не сыскать таких красивых мест, как у нас. Родниковая вода, чистейший прозрачный воздух, звенящая тишина, аромат луговых трав… Всё это — родная земля, которая и даёт силы работать и любить.

Фото автора.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.