
24 сентября казаки станиц Келермесской и Гиагинской собрались у Свято-Покровского храма, чтобы отметить 136-ю годовщину со дня рождения Вячеслава Матвеевича Ткачева. Первый летчик авиатор, кавалер ордена Святого Георгия, уроженец станицы Келермесской. Это легендарная личность, память о которой должна пережить века.
25 сентября 1885 года в церковной книге Свято-Михайловского храма станицы Гиагинской была сделана запись: « В станице Келермесской 24 сентября родился Ткачев Вячеслав Матвеевич — сын войскового старшины. Отец — Ткачев Матвей Васильевич — войсковой старшина. Мать — Ткачева Наталья Ивановна».
Крестил мальчика дедушка, священник Иоан (Иван) Иванов, который служил в храме. Мама Вячеслава, Наталья Ивановна, была его дочерью. А семья отца, офицера Матвея Ткачева — первопоселенцы станицы Келермесской. Сюда они приехали в 1863 году.
В детстве Вячеслав Ткачев играл с казачатами, слушал рассказы старых казаков о боевых походах и сражениях, мечтал о воинской славе. Получил домашнее образование, затем воспитывался в Нижегородском графа Аракчеева кадетском корпусе. Позже окончил Константиновское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, где готовили офицеров артиллерии для Российской императорской армии.
Начал службу Ткачёв в чине хорунжего во второй Кубанской казачьей батарее. Там он впервые увидел аэроплан, и это стало любовью с первого взгляда. Любовь к авиации Вячеслав пронёс через всю свою жизнь.
Он добился разрешения на учебу в Одесской, а после в Севастопольской (в посёлке Кача) военно-авиационной школе. Потом был 11-й авиационный корпусной отряд, в котором служил Петр Нестеров – автор известной «петли Нестерова» и первый авиатор, применивший таран с самолетом противника.
Приступив к службе, В.М. Ткачев начал перелеты на дальние расстояния. Один из них вошел в историю авиации — это перелет Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар. Полет протяженностью 1500 километров длился тринадцать с половиной часов. Он был участником первых проб стрельбы из пулемета аэроплана. В. Ткачёв учился сам и учил других метать бомбы, проводить разведку с помощью фотографирования. Он стоял у истоков взаимодействия авиации и артиллерии .
Во время Первой мировой войны из телеграммы князя Александра Михайловича от 14 декабря 1914 г. известно, что «подъесаул Ткачев, военный летчик, начальник двадцатого авиационного отряда, удостоился получить орден Святого Георгия 4-й степени. Эту высшую военную награду он заслужил за свои смелые разведки, пренебрегая своей жизнью и думая только об исполнении долга перед царем и Родиной».
Выписка из главного архивного управления центрального военно-исторического архива:
«В.М. Ткачев назначен начальником 20-го Корпусного авиаотряда 10 марта 1914 г. За отличия в боях произведен в чин есаула…, награда — орден Владимира 4-ой степени. 26 февраля 1915 г. награда — орден Анны 4-ой степени «За храбрость». Следующие — орден Анны 2-ой степени, орден Станислава 2-ой степени с мечами». Всего 18 наград за бои. В 1916 году награжден Георгиевским оружием за разведки, «давшие сведения о противнике огромной важности». В 1917 году произведен в полковники.
Вот что пишет о своей жизни сам В.М. Ткачев: «Подвожу краткий итог моей работы в авиации в период Первой мировой войны. Я был первым Георгиевским кавалером русской авиации. Дал командованию выдающиеся разведывательные данные, приведшие к большим победам наших войск. Был организатором 1-ой истребительной авиационной части, которая после хорошей технической и тактической подготовки нанесла ряд решительных ударов по немецким бомбардировщикам, и тем защитила наши тылы (под Луцком). Действием этой истребительной группы было положено начало организованной борьбе в воздухе. Написал и издал в 1916 году первое в истории России «Пособие по тактике ведения воздушного боя». Я первый из простых смертных (а не из Романовых) возглавил русскую авиацию с декабря 1916 г. при штабе Верховного главнокомандующего. Я был первым генералом русской авиации».
Им был разработан шумовой эффект. С самолетов сбрасывали пустые пробитые железные бочки. От шума люди и лошади в ужасе разбегались.
Генерал авиации В.М. Ткачев, не разделявший революционных взглядов большевиков, в 1920-м году эмигрировал в Югославию. Преподавал там авиационное дело. С 1955 по 1965 годы жил в Краснодаре. В 1962 году издал книгу о Нестерове «Русский сокол». В 2007 году, посмертно, была издана его книга об истоках российской авиации «Крылья России». О Ткачеве снято шесть фильмов.
Умер В.М. Ткачев 25 марта 1965 г. в Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище. На доме, где он жил, по ул. Рашпилевская установлена мемориальная доска. За его могилой ухаживают курсанты Краснодарского военного летного училища.
В станице Келермесской на местном храме установлена мемориальная доска. Одна из улиц станицы названа его именем. До сих пор стоит дом, где жила семья Ткачевых. Хутор Ткачев, где был конезавод Ткачевых, так и носит наз_вание конезаводчиков. И мы, потомки, должны помнить своих земляков, которые внесли существенный вклад в историю нашей страны.
В. Затолокин.
Председатель Совета стариков
Гиагинского районного
казачьего общества,
войсковой старшина.
Фото из архива автора.
Отправить ответ