
На сегодняшний день фермерство – не только профессия, но и призвание. Труд фермера давно перестал быть просто работой на земле или ферме и перерос в весьма широкую специализацию, которая требует немало усилий для нормального развития. Основными чертами сегодняшних фермеров стали упорство, стойкость, трудолюбие и смекалка, благодаря которым одно фермерское хозяйство кормит не только себя…
Людвиг Орджацян лет 30 назад и мысли не допускал, что будет вести свое дело самостоятельно. Людвигу было шесть лет, когда семья переехала из Армении в Дондуковскую. Здесь окончил школу, по направлению от колхоза поступил в Вологодскую сельхозакадемию. В 1997 году зоотехником пришел на одну из ферм колхоза имени Кирова. Дипломированный специалист имел определенный опыт и навыки, поскольку вырос в крестьянской семье. Родители всю жизнь занимались работой на земле и животноводством в том числе.
— В 2000-м году Виктор Ильич Пуклич «сосватал» меня, образно говоря, возглавить МТФ № 4, — вспоминает Людвиг. — Колхоз к тому времени уже преобразовался в СХА имени Кирова с внешним управляющим. Дела на вверенной мне ферме шли не ахти как. Кормов было достаточно, но надои молока были низкими. В общем, как говорится, взялся за гуж, не говори, что не дюж. Пять лет заведовал фермой. К этому времени колхоза не стало, земли перешли в руки другим собственникам и пользователям. А фермы остались на произвол судьбы…То есть их совсем не стало. Не стало бы и этой фермы. Я не знал, что делать. Но опять совет дал Виктор Ильич. Хотя я не принимал его поначалу всерьез. Какой из меня фермер без стартового капитала, когда за душой ни гроша? Но, пообщавшись с друзьями, родственниками, решился на этот шаг. Взял деньги в долг, и пошло-поехало. 16 лет уже развивается мое крестьянско-фермерское хозяйство.
Эта ферма географически находится в очень удобном месте. Она с одной стороны закрыта высоким земельным валом — когда-то здесь был карьер. Ураганные ветры проносятся по верху животноводческих корпусов, не нанося никакого вреда ни животным, ни зданиям. Но, с другой стороны, по крутому подъему не так просто в распутицу и гололедицу выезжать с фермы. Но с этими трудностями фермер Орджацян справляется. Хотя он и не считает это трудностями. Они в другом.
— Нет земли для пастбища, как и для сенокоса, — говорит Людвиг. — Той площади, которую мне выделили в свое время, на 200 коровьих ртов не хватает. Молоко у коровы на языке, как говорится. Заготавливаю корма самостоятельно. Не сам, конечно, на ферме работает вся моя родня — жена, брат с женой. Но собственных кормов хватает до середины зимовки. А потом приходится покупать. Только поднакопишь деньги, помечтаешь о чем-то очень нужном, но не получается. Техники на ферме достаточно, однако нет травяной косилки. Приходится нанимать со стороны, а это тоже затраты.
В летний период на этой ферме надаивают до 800 литров молока в сутки. Со сбытом продукции проблем нет.
— Первые годы фермерства, конечно, нелегко в этом плане было. Но уже лет восемь, наверное, сдаю продукцию местному предпринимателю Елене Деркачевой на сыроварение. Меня это вполне устраивает.
Заниматься воспроизводством дойного стада проблем нет. Коровы осеменяются только искусственно. Бычков после откорма продают на мясо, а телочки идут на замену выбракованных коров. Этот процесс работает отлаженно.
Собственно, на заданный алгоритм здесь не влияет ничто — ни погода, ни настроение.
— Хоть камни с неба, а мы всегда приходим на работу вовремя. Я, бывает, и не ухожу с фермы, — подметил глава КФХ.
А поэтому бытовые условия здесь созданы хорошие.
Фермерство ― одна из самых трудных профессий: каждодневный физический труд с раннего утра, ни выходных тебе, ни праздничных дней, ни летних отпусков на жарком бережку… День упустил ― чуть ли не год потерял. Да и бизнес этот ― далеко не самый выгодный, построенный на риске (даже погода, и то влияет!), требующий постоянных вложений, при этом окупаемость его растягивается на длительный срок. Но есть еще истинные энтузиасты своего дела — на территории Дондуковского сельского поселения это КФХ Людвига Орджацяна. Его глава — интересный собеседник. Он откровенно рассказал о проблемах, с которыми ему приходится сталкиваться. И не все он в силах решить. Ну вот, например, цены на горючее. Растут и растут. А ведь в сельском хозяйстве расход дизельного топлива исчисляется не литрами, как в легковой иномарке, а тоннами. Закупочная цена за литр молока 28 рублей. В магазине же обезжиренное молоко, тот же литр ― вдвое дороже…
Да, фермерство ― бизнес рисковый. Но ни Людвиг, ни его семья рук не опускают, ведь эта работа для них ― ВСЁ.
Г. Шовгенова.
Фото автора.
Отправить ответ