Бессмертный полк. Мой прадед Василий Щиголев. 7.04.2018 г. № 26

Дорогие читатели!
Близится самый главный всенародный праздник — 9 Мая. Нет в России ни одной семьи, которой бы не затронула беда фашизма. Поэтому так искренне и печально мы встречаем его каждый год, «..со слезами на глазах..».
Предлагаем вашему вниманию рубрику «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК». Если вам известна история членов вашей семьи, защищавших Родину в 1941-1945 годах, пишите нам. Обещаем, что все истории пойдут в печать. Открывает рубрику рассказ правнучки солдата Победы. Герои не должны быть забыты, а мы не имеем морального права превратиться в «Иванов, не помнящих родства».

Великая Отечественная война в каждой российской семье оставила свой горький след. Это не только разрушенные города и села, разбитые фабрики и заводы, голод, страх, боль, смерть, но и огромные душевные раны в человеческих сердцах. Идут годы, и каждая семья несет свою историю о своём солдате времен Великой Отечественной войны. О многих, совершивших свой подвиг, написаны книги, созданы кинофильмы, во славу их поставлены памятники.
Мою семью война тоже не обошла стороной. Об этом мне рассказал мой папа Погорелов Игорь Николаевич. А он узнал о войне от своего дедушки и моего прадедушки Щиголева Василия Моисеевича, который в 16 лет добровольцем ушел на фронт. Воевал с самого сорок первого по март сорок пятого.
Сначала это был Северо-Кавказский фронт, а затем III Украинский. Принимал участие в боях за освобождение юго-восточной части Польши.
Я постоянно думаю о том, что пришлось пережить ему, какие пройти жестокие испытания, сражения, бои… При этом не сломиться, не струсить, а дойти до победного конца, изгнав врага с родной земли. Мы гордимся его боевыми наградами, но более всего благодарны судьбе, что наш дедушка вернулся домой живым. Это действительно чудо — суметь выстоять в той страшной войне. Но ведь не раз он смотрел смерти в глаза.
…Это было в самом конце войны. Тяжелая оказалась для него зима сорок пятого. Тогда мой прадедушка был тяжело ранен.
38 армия III Украинского фронта вела тяжелые освободительные бои за Польшу. Василий Щиголев воевал в составе 211 моторизированной стрелковой дивизии. Он был разведчиком. В полосе их наступления проходила железная дорога Лупкув — Санок, которая находилась глубоко в тылу врага. Необходимо было захватить и удерживать этот стратегический объект, тем самым парализовать основные коммуникации противника. Командиром полка был дан приказ разведчикам проверить маршрут полка в направлении станции Новый Санок. По карте расстояние до станции определялось в 30 километров. Из-за отсутствия горючего в разведку выехало только одно отделение в составе 6 человек, в которое и вошел мой прадедушка, младший сержант Василий Щиголев. Для быстрого выявления расположения противника, его численности и боевой техники отделение разведчиков, не раздумывая, выехало по заданному маршруту. Молодые, но уже закаленные в боях разведчики, проехали по гористой, покрытой лесами, местности почти 30 километров, не встретив ни одной живой души. Выехав на долину, по которой протекала река Сан, у подножья лесистого холма заметили польский хутор. Оставив машину в лесу, разведчики пошли к нему пешком. Он состоял из небольшого двухэтажного дома да нескольких хозяйственных построек. Владельцем хутора оказался старый поляк-крестьянин. Он им и поведал о местонахождении станции Новый Санок и о том, что туда прибыл воинский эшелон с многочисленными фашистами. Крестьянин не ходил на станцию, но все время наблюдал за немцами с пригорка холма, с которого была видна вся панорама местности. Разведчики увидели реку, пересекающую долину, и поняли, что необходимо перебраться на другой берег только по мосту. Иначе на станцию не попасть. Но был ещё один путь — через реку по льду. Когда прадед ступил на лёд и сделал несколько шагов, сразу же провалился по колено. Стало ясно, перейти реку по льду невозможно. Оставалась одно единственное решение: пробраться на станцию через мост, который охранялся немецким часовым. Вместе с другом прадедушка выждал момент, когда часовой повернулся к ним спиной, оглушили его прикладом автомата и выбросили в воду, а река довела начатое до конца — унесла тело под лед. Путь был свободен, преград не было.
Рассредоточившись, группа выжидала удобного момента для нападения. И вдруг разведчики услышали доносившиеся с конца эшелона крики и стрельбу. Как потом выяснилось, в вагоне были русские военнопленные, до двухсот человек. Их планировали угнать в Германию. Несколько дней их не кормили и не давали воды, вот они и стали стучать, кричать, надеясь получить хотя бы воду. Но вместо воды эти несчастные получили пули, некоторые были смертельно ранены. Разведчики решили вступить в бой. Прадедушка рассказывал, какая страшная завязалась схватка. Военнопленные пошли в рукопашную на фашистов. Они отбирали оружие и использовали его против немцев. Среди пленных были боевые офицеры, которые сгруппировали своих товарищей и стали сражаться. Разведчики, не ожидая такого поворота событий, открыли огонь. В результате отчаянных действий разведчиков, задача по захвату станции, воинского эшелона с восьмью танками, двумя батареями, запасами боеприпасов и другого вооружения была выполнена. В этом бою было уничтожено 86 немецких солдат и офицеров. Среди военнопленных потери составили 120 человек. Разведчики были целы и невредимы.
За этот подвиг разведчики были награждены орденами боевого Красного Знамени!
В марте 1945 года, в тяжелых боях на территории Чехословакии, мой прадедушка, младший сержант Василий Щиголев, снова был тяжело ранен в спину. День Победы он встретил в военном госпитале. Полгода он был неподвижен. После прохождения основного курса лечения прадедушку выписали, при этом выдав удостоверение инвалида. Домой он вернулся израненным, на костылях. Но и это не сломило его. Он до конца своих дней оставался бойцом. Его любовь к жизни, желание выжить и жить сыграли немаловажную роль в дальнейшей его судьбе.
Вернувшись в свой родной совхоз «Труд», ныне поселок Новый, он устроился в строительный цех столяром, а перед уходом на заслуженный отдых был сантехником в средней школе № 7 нашего поселка.
Он всегда был желанным гостем в школе, выступал на уроках мужества, рассказывал ребятам о боевых буднях, о товарищах по оружию, о длинной дороге войны, по которой прошел с начала и до победного конца.
Мой папа говорил, что его рассказы были очень интересными, и школьники всегда слушали его с большим вниманием. У него на груди рядом с орденом боевого Красного Знамени был и орден Красной Звезды. Эти награды говорят о том, что мой прадедушка, Василий Моисеевич Щиголев, совершил не один подвиг на фронтах Великой Отечественной войны. И мы всегда будет помнить о том, какую дорогую цену заплатили наши деды и прадеды, чтобы мы были счастливы.
Юлия Погорелова.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.