Образование. 8 февраля – День российской науки. № 9 от 09.02.2022 г.

Это молодой праздник, появившийся в 1999 году. Достижения отечественных ученых известны всему миру. А каков вклад в науку Гиагинского района? И что нужно сделать сегодня, чтобы завтра наша молодежь могла совершать научные открытия и вносить свой вклад в развитие науки? Об этом корреспондент «КЗ» поговорила с Заслуженным работником народного образования Республики Адыгея, преподавателем физики СОШ № 4 Ириной Викленко.

— Говоря о российской науке, мы прежде всего вспоминаем имя Михаила Ломоносова. Помните его слова: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Он доказывал это всю свою жизнь. И всё же зарождалась российская наука при Петре I, когда была создана Академия наук. В то время академическая наука и гимназия были тесно связаны, то есть академия выполняла не только функции научного исследования, но и обучения. При Ломоносове наука уже стала чисто академической, оторванной от гимназии. И мне импонирует сегодняшнее состояние науки, оно вернулось к своим истокам, как при Петре. Академическая наука приблизилась к школе. Эта традиция была утеряна в 90-е годы. Сегодня университеты открывают свои двери для детей уже с 5 класса. Например, в Адыгее функционирует Республиканская естественно-математическая школа при АГУ, где с детьми работают университетские педагоги. Да, это пока система дополнительного образования, но учиться в РЕМШ может каждый желающий. Есть возможности развивать детей в кружке робототехники — там совершенно новое оборудование, которое мы, преподаватели, познаем вместе с детьми. Не каждый вуз похвастается таким оборудованием, а в школе его поставили. Дети работают с тем, что будет завтра.

— То есть наука должна начинаться со школы?

— Дети очень быстро учатся. Третьи, пятые, восьмые классы схватывают на лету. В десятых и одиннадцатых уже потяжелее, там уже ментальность другая. Взрослым ещё сложнее, приходится перекраивать мозги и систему мышления. Я преподаю в РЕМШ астрономию, при этом мы уже говорим с детьми и об астрофизике. Конечно, не очень глубоко, но мы разбираем движения небесных тел, при этом в 5-6 классах ребята ещё не имеют понятия о геометрии и физике. И это никого не смущает, мы друг друга понимаем. Мы сажаем семена на уровне осмысления, понимания. Это очень важно. Логарифмы, закон всемирного тяготения – это всё будет потом.

— Наверное, основы научного познания закладываются не только с помощью дополнительного образования, но и в обычной школе?

— Сейчас в учебный план введен такой предмет, как «Индивидуальный проект». Он рассчитан на учащихся 10-11 классов. В прошлом году у нас была первая защита проектов. Этот предмет дает возможность ребенку самому поискать себя. Поэтому мы не ограничиваем детей в тематике – тема проекта может быть технической, социальной, психология и творчество – всё, что угодно. Главное – научиться ставить перед собой цели, достигать их, отбирать материал, анализировать его и критически мыслить. Программа «Точки роста» предлагает школьникам новые технологии, это первое знакомство с возможностями программ искусственного интеллекта. Кроме того, есть школьные научно-практические конференции. У нас она проходит ежегодно, мы приглашаем ребят и из других школ. Есть межрегиональная конференция научно-исследовательских и творческих работ «Молодые исследователи Кубани». Есть региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Полярис-Адыгея». Хочется упомянуть астрономический фестиваль, который проводится в АГУ каждый год. Туда приезжают доктора наук, профессора, академики. Они выделяют несколько дней на общение со школьниками. Дети не всегда до конца понимают, какого уровня эти люди, но они это событие запомнят.

— Мы видим, что возможности для развития будущих учёных в Гиагинском районе есть. А что дальше?

— Наши выпускники продолжают обучение в лучших высших учебных заведениях. Владимир Петров учился в МГУ на физическом факультете. Сейчас он доктор наук, живет и работает в Швейцарии. Валерий Варшанидзе окончил МГУ, работает в Москве. Вадим Козуб – Санкт-Петербургский университет, факультет прикладной физики. Виталий Черков сейчас учится в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Есть дети, поступающие в МГИМО, РУДН. Ещё один важный момент – для того, чтобы поддерживать эту планку, нужны молодые педагоги. И они есть, креативные, амбициозные. У нас есть выпускники, работающие в вузах и школах — Тимур Хотов, Сергей Коцур. Это передовые педагоги, использующие самый последний материал – и они сразу передают его детям, вместе со своими учениками заглядывая в завтрашний день. Они приближают открытия, о которых мы ещё не знаем. В этом и заключается вся наша работа.

А. Мачульская.
На фото: астрономический фестиваль в АГУ.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.