24 мая – День славянской письменности и культуры. «Окунись в язык, войди как в храм…» 25.05.2022 г. № 39

«Как молитвы голос «Отче наш», Язык греет, лелеет, умиротворяет душу. Окунись в язык, войди как в храм. Молчи! И слушай, слушай, слушай…» Это строки из стихотворения учителя русского языка и литературы Светланы Поповой. Здесь, в школе № 12 хутора Тамбовского, она преподает уже 37 лет. Накануне Дня славянской письменности и культуры мы поговорили о том, насколько важно, а главное — как сохранить родной язык и традиции.

— Светлана Васильевна, в Вашем стихотворении язык — едва ли не религия.

— Мое мнение такое — если хочешь услышать язык, надо прочитать, замолчать и пропустить через себя. Как у Виктора Астафьева в рассказе «Васюткино озеро», когда мы видим Енисей глазами главного героя. Он рассказал словом, а нам надо это слово услышать. Мы ведь постоянно куда-то спешим, боимся не успеть, вечно нет времени. А ведь русский язык неимоверно красив и богат. Как и культура. И тем не понятнее стремление Запада отказаться от этого, отправить в забвение произведения русских писателей, композиторов. Как можно отменить Толстого или Пушкина? Культура и цивилизация неразделимы. Допустим, через Достоевского можно узнать и понять внутренний мир русского человека, его душу.

— Недавно в школьную программу были введены новые предметы — родной русский язык и родная русская литература. Чем они отличаются от «обычных», привычных всем предметов?

— Разница великая. На уроках родного языка мы изучаем не правила, а историю языка, его развитие, буквы славянского алфавита. Например, почему отменили «Ъ» в конце слов? В старших классах идет изучение интертекста, контекста. Вот сейчас готовимся к Дню славянской письменности и культуры, будем говорить с пятиклассниками о Кирилле и Мефодии, видах письменности — рисунки, пиктография, клинопись. Им это очень интересно. К сожалению, до сих пор нет учебников по этим предметам. Если мы хотим возродить интерес к славянской письменности и культуре, надо начинать с малышей. Дать им красочные понятные учебники, пусть они изучают. Да, есть информация в Интернете, и её очень много. Но книга есть книга, всё-таки. Я, например, не люблю читать электронные книги с экрана. На бумажной странице можно подчеркнуть какую-то мысль, сделать пометку. И в учебниках надо рассказывать, в том числе, о традициях славян, их праздниках. Я вообще приверженец народных традиций. Для меня русская пляс­ка, русская песня — их вообще ничем заменить нельзя, если ты русский человек. С нашими коллегами из Дома культуры мы старались проводить народные праздники, показать их детям. Ведь какие великолепные были праздники! Хоть кузьминки, хоть осенины, хоть сороки… Надо, обязательно надо рассказывать о культуре, о праздниках славян. И рассказывать интересно, увлекательно.

— Будет ли это понятно и близко детям?

— Они сейчас уходят от этого. Им интереснее проводить время с гаджетами. Но если не пробовать, то ничего не изменится. Вообще большая проблема — чтение детей. Их всегда пугает большой объем. В федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) входит формирование читательской грамотности. Почему дети плохо сдают экзамены? Они не вникают в смысл текста. Ребенок должен прочитать текст, понять его тему, микротемы и авторскую главную мысль. И если не понимать смысла текста, то ни по обществознанию, ни по истории, даже по биологии невозможно правильно, четко ответить на поставленный вопрос. Формировать читательскую грамотность, навыки работы с текстом обязательно нужно с начальной школы. Чтобы ребенок не просто читал, а понимал. Это тоже очень важный вопрос.

— У Вас большой стаж работы, огромный опыт. Насколько сейчас отличается преподавание русского языка? Чему и как учат детей?

— В системе образования сейчас действуют ФГОС. Думаю, это принесет плоды в свое время. Сегодня мы должны научить ребенка учиться. А он пусть сам учится, без нас. Но это сможет сделать тот, кто захочет. А как быть с остальными, кто не хочет учиться? А к экзаменам в девятом классе должны быть готовы все. С другой стороны, когда ребенок выходит за пределы школы, он должен всё делать сам. Он уже идет не к учителю, а к преподавателю, который выдал лекцию, и будь добр — грызи гранит науки. Значит, мы действительно должны здесь их научить самим добывать знания. Вообще для успеха в школе нужны три составляющие: желание учителя, ребенка и родителей. И если что-то одно выпадает…

В августе будет 37 лет, как я работаю в этой школе. Эту школу я и заканчивала. И покидала её только на четыре года, пока училась в Усть-Лабинском педучилище. Я люблю свой хутор. Сейчас жизнь здесь меняется — отремонтировали школу, Дом культуры, дороги у нас хорошие.

За твою над речкою красу,
За простор, за посвист соловьиный,
Я люблю тебя, Тамбовский мой,
Неоглядный край мой тополиный.
Слова «хуторянка» не стыжусь,
Пусть живут комфортней горожане.
Деревенской жизнью я горжусь,
Так всегда жили славяне.

— То есть знание своих корней, уважение к малой родине неотделимо от любви к стране и её культуре?

— Мы живем все вместе, мирно, люди разных национальностей. И каждый должен дорожить своей культурой и языком. Пусть каждый народ гордится этим, своей малой родиной. Подумать только — есть языки, на которых говорят всего несколько человек И пусть они говорят на нем, это же хорошо! Я всегда говорю — если бы у каждого русского человека был национальный костюм! У адыгов сочетаться браком в национальном костюме — это честь. На девичник к девушке-украинке все придут в национальных костюмах. Почему бы русским этого не делать, хотя бы на праздники? Кто из школьников знает, что такое понёва или кичка? Или взять танец — какой дагестанец не станцует лезгинку? А наш парень разве «Барыню» спляшет? Девушки стыдятся надеть сарафан, зато надеть вещь с надписью на английском языке — можно. Мы это упустили, к сожалению. Повторюсь, раньше мы проводили славянские праздники. И на День России у нас обязательно был фольклорный праздник — песни, танцы. Каждый класс готовил выступление. Проводили выставку ремесел — хохлома, городецкая роспись. Этого ведь школьники тоже не знают. А это нужно. Чтобы нас уважали, как нацию, мы должны себя показывать. Не одну только матрешку.

— Планируется ли возрождение таких мероприятий?

— Они прекратились в связи с пандемией. Думаю, на следующий год — обязательно будет. Уважение к своей культуре и любовь к своей стране — это всё должно идти с детства.

Нам дан во владение русский язык,
Могучий, великий, сильный.
К нему, как к себе, навеки привык,
С ним мы вместе едины.
Давно распался Советский Союз,
Народы по углам разбежались,
Но нет на свете крепче уз –
Языку не страшны дали.
Стираются грани веков и времен,
Гремят раскатами войны…
Пройдись по странам, а он звучит
Пушкиным, Толстым достойно.
Как молитвы голос «Отче наш»
Язык греет, лелеет, умиротворяет душу.
Окунись в язык, войди как в храм,
Молчи! И слушай, слушай, слушай…

А. Мачульская.
Фото автора.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.