
Кажется, это слово — “учительница” — стало забываться нынешними школьниками. В лучшем случае — учитель. А чаще просто — математичка, историчка, англичанка.
Раиса Федоровна Волвенко — Учительница. Благородная посадка головы, красивая седина еще очень хороших волос, чистое, приятное, почти без морщин лицо, умные, внимательные глаза. И это в 90 лет!
Она моментально располагает к себе. Не удивительно. Она — абсолютная учительница.
К своей профессии Раиса Федоровна прошла через военное лихолетье в поршнях. Это такая неказистая обувка, которую на хуторе Мамацев Шовгеновского района шил один старик.
Такие поршни после войны были у одной ученицы мамацевской школы, в которую она ходила далеко из хутора Высокого, — у Раи Кобозевой. Потому что только у нее не было отца. Он рано умер. А был бы папа жив, конечно, было бы все по-другому.
Федор Харитонович Кобозев был на хуторе человеком серьезного статуса. Председательствовал в колхозе, был мастером по всем сельскохозяйственным машинам, возглавлял и сельский Совет. Из-за того, что надо было с первых дней войны обеспечивать фронт сельскохозяйственной продукцией, призвали его на войну только в сорок втором году. А вот председателева дочка — тринадцатилетняя Раечка — на свою «передовую» пришла еще до начала войны. Весной сорок второго, когда папа уже ушел на фронт, Рая наравне со взрослыми работала в поле
— Нас было пять девчонок. Работали все так, будто от нас исходил итог войны. И не зря трудились. Вовремя колхоз провел посевную, и когда пришло время жатвы, мы были сами поражены, какой вырастили урожай. Он был отменный. Такого ни до войны, ни после мы не получали.
Такие воспоминания, кстати, были у многих селян, пережи-вших войну. Как будто сама земля, чувствуя наступление тяжелых времен, когда ее избороздят глубокие раны и спалят ожоги, все свои силы отдала семени.
— У нас в колхозе,— продолжает свой рассказ Раиса Федоровна,— был замечательный и преданный делу кладовщик. Его из-за преклонных лет на фронт не взяли, вот он и держал «оборону» в своем хозяйстве со всем «женским батальоном».
— Девчата, — просил он,— помогите спрятать зерно, чтоб оно этим иродам в руки не попало.
И мы заполнили огромное количество ящиков, которые кладовщик уже сколотил для нас, и все зерно сохранили.
— Папа пришел с войны раненный, — вспоминает Раиса Федоровна. — Но яркое воспоминание о его возвращении из Германии было связано с чудо-техникой, которую он привез с собой. Это был необычной для хуторских девчонок и мальчишек формы велосипед немецкой марки. Отец долго еще на нем ездил, пока велик не развалили дети.
Послевоенная тишина не только радовала людей, все были полны желания реализовать упущенные за годы оккупации мечты.
Рая пошла учиться в педучилище. Окончив его с отличием, продолжила обучение в институте.
В Гиагинскую среднюю школу № 3 она пришла уже полно-правной учительницей младших классов. Сознательно попросилась именно в классы к малышам, поскольку на себе испытала, как важно для ребенка счастливое детство. Она по-матерински любила каждого из своих питомцев — шаловливых и тихих, способных и отстающих.
— Раису Федоровну любили и родители, потому что там, где они не справлялись со своими чадами, Раиса Федоровна умела быстро настроить ребенка на позитив. И никогда не жаловалась на них родителям.
— Был у меня один мальчик, который, получив двойку, плакал. Он боялся маму и папу, которые только битием воспитывали мальчишку. Я оставалась с ребенком после занятий, занималась, и мы вместе подтягивались к хорошим оценкам и знаниям.
У Раисы Федоровны на полочке по сей день, на самом видном месте, лежат альбомы с фотографиями ее бывших питомцев. Некоторые из них давно уже преподают в той самой школе, где она учительствовала.
— Что было главного в Вашей жизни? — спрашиваю я у труженицы тыла.
— Главной всегда была работа.
— А женское счастье?
— Да однозначно разве ж можно ответить на этот вопрос?
Вышла замуж по огромной любви к моряку Балтийского флота. Родила сына Володю. Но с войны Василий Кострикин пришел после тяжелейшего ранения. Корабль, на котором служил ее муж, очищал море от глубоководных мин. Произошел взрыв, и Кострикин был ранен. Умер он рано.
Со вторым мужем Николаем Васильевичем у Раисы Федоровны родились Таня и Саша. Теперь у супругов Волвенко много внуков, правнуков и праправнуков. Николай Васильевич очень болеет. Но про юбилей своей супруги не забыл. Он подарил Раисе Федоровне радиоприемник, который она пока еще не включала, поскольку подарок был вручен именно в день нашего посещения юбилярши.
К Раисе Федоровне приехали глава Гиагинского сельского поселения С. И. Кондратенко, председатель районного Совета ветеранов и старейшин О. Е. Плахута.
Раиса Федоровна необычайно разволновалась, получая поздравительное письмо от Президента России В. В. Путина, вручить которое и был уполномочен глава поселения. И, конечно же, для женщины были приятны цветы и подарки.
Юбилеи имеют обыкновение заканчиваться. Но красивые букеты цветов еще какое-то время будут радовать глаз. А вечерами она снова и снова будет смотреть любимые передачи.
О чем? Конечно же, о талант-ливых детях в передачах «Ты — супер», «Синяя птица». Так ведь понятно. Она и в 90 лет все та же — Учительница.
А. Визняк.
Отправить ответ