
Пару месяцев назад начался новый учебный год, и вчерашние дошкольники впервые сели за школьные парты. В их портфеле новенькие тетради, учебники, канцелярия, и телефон. И если обращаться с книгами, тетрадками и ручками научит первый учитель, то об этике пользования телефоном в школе следует рассказать родителям. И сделать это нужно заблаговременно — объяснить ребенку, что телефон, в первую очередь, это средство связи. Как обезопасить своё чадо от бесконтрольного времяпровождения в гаджетах, рассказала педагог-психолог СОШ № 8 им. В. Солдатенко Людмила Викторовна Проскурина.
— У родителей необходимо сформировать понимание, что на первый план выходит не количество проведенного времени со смартфоном, а его качество. В процессе пользования ребенка телефоном или планшетом следует уделить внимание программам, которые помогают развивать у ребенка познавательные процессы: внимание, память, речь, мышление и воображение. Это могут быть классические игры «найди 10 отличий» или программы, в которых нужно собирать фигуры, различать цвета, формы и так далее. Но при всем этом важно помнить, что у ребенка должны развиваться моторика, двигательная активность и коммуникативные навыки. И это всё не должно подменяться телефоном. Пользование гаджетом, конечно, не идет ни в какое сравнение с пользой от игр во дворе с друзьями на свежем воздухе, когда ребенок бегает с мячиком или играет с папой и мамой, — поделилась своим мнением Людмила Викторовна.
Психолог подчёркивает, что первый класс — это сложный переломный период для ребенка и его родителей. Дочь или сын находятся в состоянии стресса в адаптационный период перехода к новым условиям и социальному окружению. Ребенок испытывает колоссальное психофизическое давление, и телефон для него становится «поддерживающей» игрушкой, при помощи которой он старается снять напряжение. Погружаясь в гаджет, он просто не замечает, что происходит вокруг, и меньше переживает, но телефон для первоклассника — это исключительно средство связи с родителями, констатировала Людмила Викторовна.
Как же подготовить будущего первоклассника к школе и объяснить нормы пользования телефоном во время учебы?
— Первокласснику нужно объяснить не более трех правил пользования телефоном в школе: что можно и чего нельзя? Больше информации ребенок просто не запомнит и только больше будет переживать, стараясь вспомнить все ограничения и советы. Например, родитель может донести до ребенка, что нельзя пользоваться телефоном во время урока; что необходимо включать на этот период беззвучный режим, а после окончания учебных занятий позвонить маме, папе или другому встречающему родственнику. Общие правила ребенок должен знать, но, конечно, набор таких правил будет индивидуальным для каждого ребенка и его семьи.
Психолог советует не покупать и не давать первокласснику телефон с большим количеством разных функций. Аппарат должен быть максимально простым, чтобы ребенок меньше играл, а телефон выполнял только функцию звонков и СМС. Так ребенок будет меньше отвлекаться от учебного процесса, общения с одноклассниками, тем самым будет снижен риск формирования у него интернет-зависимого поведения.
— Если у ребенка появится жалоба на то, что у кого -то телефон «круче», чем у него, то это проблема не в гаджете, а в самооценке вашего ребенка. И задача родителей — помочь эмоциональным переживаниям первоклассника, используя эффективные методы общения с ребенком. Необходимо сформировать у него понимание, что не телефон красит человека, а человек красит сам себя. Если проблема не решается, то можно обратиться к школьному психологу, — советует Людмила Викторовна.
Ещё один немаловажный факт, который отметила психолог — у первоклассников в период адаптации много поводов для переживаний и тревоги. Ребенок начинает часто звонить родителям во время учебного дня. Делает это он не ради развлечения, а с целью получить от родителей эмоциональную поддержку и помощь: внимание, одобрение, похвалу или просто в надежде, что его выслушают. Основная задача родителей в такой ситуации — не отмахнуться, а действительно позволить ребенку высказаться, обсудить то, что сейчас его очень беспокоит, дать совет или сказать слова поддержки — в зависимости от того, в чем именно он в данный момент нуждается. При этом с ребенком заранее необходимо обговорить моменты, когда ему не стоит звонить родителю, чтобы не повышать тревожность у ребенка.
В заключение, Людмила Викторовна дала несколько советов для всех родителей:
— Если у вашего ребенка свободный выход в Интернет, и он этим умело пользуется, то для его безопасности родителям необходимо принять меры защиты: блокировка сайтов с ненадлежащим контентом; провести беседу с ребенком о киберпреступниках, которые могут навредить ему и его семье; построить с ребенком доверительные отношения, чтобы в случае «кибербуллинга» он вам об этом рассказал; формируйте у ребенка культуру поведения в Интернете. И, обязательно — разговаривайте с вашими детьми!
Ю. АНИСИМОВА.
Фото: Л. Проскурина.
Отправить ответ