
Сначала было письмо в редакцию нашей газеты:
«Я некоторое время жила в Гиагинской, работала корректором в «Красном знамени» при редакторе Б. Г. Кудряшове. Нашему брату Александру Петровичу Бондаренко недавно исполнилось 70 лет. Ему посвящаю эти строки:
Он — наша радость, он — наша гордость!
Ты любишь землю, жизнь и труд.
Ты любишь сыновей и внуков.
Заботишься о них.
И каждый своей жизни миг
Наполнил ты трудом,
Заботой обо всём живом…
Екатерина Петровна Бондаренко.
Ветеран труда, отличник народного образования.
г. Пятигорск».
Встреча с юбиляром состоялась на семейной птицеферме КФХ «Бондаренко С. А.», где он проводит гораздо больше времени, чем дома. На приусадебном участке растут не только садовые деревья. Украшают двор барбарис, виноград, грецкий орех и множество цветов.
Прочитав письмо, Александр Петрович на мгновение ушёл в себя, а потом, улыбнувшись, сказал:
—Сестрёнка… У меня их было три… Одной уже нет, к сожалению. Это благодаря Кате я и оказался здесь, в Гиагинской. Муж её работал в районном отделе по госзакупкам сельхозпродукции. Родом мы из станицы Ханской. После института молодым специалистом получил направление в Белгородскую область. В 1973 году для выпускников вузов было некоторое послабление — не обязательна отработка. Вернулся в Ханскую, в совхоз. До института я там успел поработать. Первые два года учился заочно. Начинал трактористом. Потом меня избрали секретарём комсомольской организации, по совмещению работал и спортинструктором. На очное отделение при поступлении не прошёл. Конкурс был высоким. 1966 год — год реформы в системе образования. Школы с нового 1966-1967 учебного года перешли на десятилетку. Летом аттестаты зрелости получили и мы, одиннадцатиклассники, и десятиклассники. Представьте, сколько абитуриентов! Вдвое больше, чем в 1965 году. Поэтому я со своими хорошими оценками на вступительных экзаменах не добрал немного баллов. Чтобы не терять время, пошёл на заочное обучение. Потом перевёлся на очное.
В родном совхозе меня взяли автомехаником в отделение. Мне — 25 лет. Характер, как оцениваю сам, строптивый был. Не сработались с директором. ушёл в преподаватели в Ханское СПТУ. Уже женат был. Почувствовал, что мама и моя жена не очень-то ладят меж собой. Проблема взаимоотношений свекрови с невесткой стара, как мир. Понимал это. Но как быть дальше. Свою семью не хотел разрушать, и с матерью нельзя портить мне отношений…
Вот в этот период Катин муж и предложил переехать в Гиагинскую. Откормбазу как раз отделяли от колхоза «Россия» в самостоятельное предприятие. Асфара Ачегу директором назначили, он и формировал штат специалистов. Принял меня главным инженером. Потом райком партии рекомендовал меня в колхоз «Октябрь» секретарём парткома. Коммунисты хозяйства проголосовали единогласно. Собственно, это были, безальтернативные выборы. Точно такими же были и выборы на должность председателя колхоза имени Ленина. Восемь лет проработал. Потом были и другие должности. теперь вот на вольных хлебах. Помогаю сыновьям на семейной птицеводческой ферме.
От автора. Ферма построена на пустыре. Хотя не совсем верно сказано. Здесь была МТФ № 1 колхоза имени Ленина. Но её до тла разрушили, в том числе и все инженерные сети. Правда, в земле до сих пор то тут, то там остались железобетонные обломки от фундамента корпусов. Прежде чем приступить к строительству новых, надо было выкорчевать и вывести строительный мусор, разросшиеся деревья, расчистить территорию от твёрдых бытовых отходов. Сам Александр Петрович в это время не прекращал вести и своё собственное крестьянское хозяйство, которому больше 10 лет. Сначала занимался только растениеводством. Потом построил во дворе своего дома мини-птицефабрику. Она и сейчас служит хорошим подспорьем семьям Бондаренко, которые развивают птицеводство.
— Не только надежды фермеров и меня, в том числе, питают. Хочу сказать, что в Адыгее своевременно стартовала программа по государственной поддержке малых форм хозяйствования «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейной животноводческой фермы». Без грантовой поддержки, вряд ли удалось бы нам так быстро получать доход от производства, — говорит Александр Петрович. — Сыновья получили хорошее образование. С трудоустройством проблемы были. Поэтому я сумел их убедить открыть своё дело. За счёт гранта удалось построить первый корпус «под ключ» довольно-таки быстро, несмотря на то, что много времени ушло на расчистку участка. Теперь уже два корпуса под птицей напольного содержания. И это не предел…
За семь десятков лет я переосмыслил свою жизнь. Жалеть ни о чём не приходится. Судьба меня правильно вела. Были острые углы, тупики. В настоящее время я уверен, что развивая производство и наращивая объемы произведенной продукции, КФХ способны стать опорой села, «инструментом» развития сельских территорий. Для фермеров, которые живут на селе, сельское хозяйство — это образ жизни. Очень важно дать возможность среднему классу на селе прочно стать на ноги. Тогда у каждого земельного участка будет хозяин, будет и развитие, и урожай, и доходы.
— Фермером быть выгодно. Так?
— Реалии таковы: тяжело, трудно, но многие из нас сумели работать в условиях рынка. Это первое, второе, если есть голова, крепкие работящие руки и желание обеспечить достойную жизнь своей семье, то не только крестьянско-фермерское хозяйство, но и личное подсобное хозяйство сегодня способно получать прибыль и быть рентабельным. И примеров тому в районе много.
— Александр Петрович, мы с вами люди двух эпох, я — в меньшей степени. Какой период был лучшим?
—Детство, — не задумываясь ни на секунду, ответил мой собеседник и заулыбался. — Да-да, детство. Я был младшим из детей в семье. Меня любили мама, папа, сёстры, баловали. А вообще, я прошёл хорошую школу жизни. Научился ценить те мелочи, которые в повседневной жизни не значат для нас совсем ничего, и получил важный жизненный опыт. Хочу к этому добавить: каждый — хозяин своего счастья, и только от нас зависит всё. Конкретно в моём случае — будущее моих детей, которые уже строят основу под будущее своим детям.
И в прошлом, и в настоящем времени были и есть те, кто сидят и плачут о невыносимой жизни, плохой работе и прочих проблемах. Они выбрали самый простой путь в этой жизни — путь ничегонеделания. Куда проще уповать на окружающий нас мир, его неравенство и несправедливость, чем подняться, осмотреться и начать что-то менять, в первую очередь — себя. Не добиваются ничего и стонут в этом мире лентяи и те, кого все устраивает. Те же, кто действует, и не ищет оправданий бездействию, всегда добиваются своего.
Г. Шовгенова.
Отправить ответ