
«КЗ» продолжает рассказывать о проектах выпускников СОШ № 4, которые ребята разрабатывали и защищали в рамках учебного предмета «Индивидуальный проект».
Выход — компромисс
«Конфликтность в среде подростков и причины возникновения конфликтов» — такую тему для разработки выбрала одиннадцатиклассница Виктория Тюрикова.
— Как оказалось, многие подростки не знают, как разрешить или же не допустить конфликты, именно поэтому данная работа будет актуальна для многих, — обосновала свой выбор школьница.
Предметом исследования стали межличностные отношения в коллективе подростков, а объектом Виктория выбрала восьмиклассников своей школы. Анкетирование прошли 35 человек. Оказалось, что большинство из них, 63%, принимали участие в драках во время обучения в школе. Чаще всего конфликты вспыхивают из-за оскорблений (29%) и несовпадении мнений (19%). Хулиганские побуждения становятся причиной конфликтов в 17% случаев. При этом более половины опрошенных, 55%, ответили, что конфликты можно решить мирным путем, и только 17% были уверены в силовых методах решения спора.
Исследователь рассмотрела методы разрешения конфликта и вывела рекомендации.
— Чтобы конфликтная ситуация не произошла, необходимо обсуждать проблему, спокойно высказать оппоненту свои претензии. Не стоит применять силу. Лучший способ выхода из конфликта – компромисс. Умению выстраивать коммуникативные отношения необходимо учиться всем, как взрослым, так и подросткам. Когда мы научимся признавать друг друга такими, какие мы есть, конфликтных ситуаций станет меньше, — подытожила Виктория.
Вкусно и полезно
Плоды исследований следующей участницы сразу привлекли внимание жюри. Темой своей работы Алина Макаренко выбрала создание инновационных продуктов пчеловодства. Она попробовала получить новые продукты с заданными свойствами за счет сочетания меда с эфиромасличными растениями региона, а полученные образцы представила на суд жюри.
— Цель моей работы – разработка новых медовых композиций, состоящих из меда и эфиромасличных растений, таких, как шалфей, крымская роза, мелисса, чабрец, акация, лаванда, душица. Эти растения укрепляют иммунитет и обладают тонизирующими и успокаивающими свойствами, — рассказала Алина.
Школьница исследовала органолептические показатели полученных медовых композиций и сделала вывод, что они питательны и помогают укреплять здоровье. Отличаются от других видов мёда тем, что её инновация — смесь различных эфиромасличных культур, за счёт которых свойство обычного мёда улучшается в разы.
Все за ЗОЖ?
Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья. Такое название дал своему исследовательскому проекту Вадим Лесной. Согласно анкетированию, проведенному среди учеников школы, порядка 60% школьников не поддерживают здоровый образ жизни и не соблюдают правильный режим дня. 80% опрошенных не питаются правильно. Чтобы исправить ситуацию, одиннадцатиклассник предложил буклет для пропаганды ЗОЖ.
Цель — спасение
Живой интерес аудитории вызвал проект Олега Анисимова, Алексея Иващенко и Виталия Шепилова по созданию робота-спасателя для аварийных работ. Своего робота ребята собрали на базе конструктора Lego EV3.
— В наши задачи входило создание многофункционального робота, состоящего из взаимозаменяемых модулей, а также составление программы для него, — рассказали испытатели. — Робот-спасатель предназначен для проведения погрузочно-разгрузочных и аварийно-спасательных работ, транспортировки предметов, работы в помещениях ограниченного объема.
В конструкцию робота, передвигающегося на гусеницах, входят мини-компьютер и аккумулятор, четыре сервомотора – три для управления гусеничным шасси и один для манипулятора с захватом. За дистанционное управление роботом отвечает модуль Bluetooth.
С помощью датчиков геолокации робот в состоянии ориентироваться в пространстве, что и было продемонстрировано всем присутствующим – ощутив препятствие, устройство сворачивает в сторону. Свою разработку одиннадцатиклассники успели испытать в полевых условиях, запустив робота в школьном подвале. Проект оказался не просто полезен и жизнеспособен, но и несет большие возможности для развития в зависимости от выполняемых задач – установка более мощных элементов, совершенствование заложенной в него программы, расширение функций.
— При использовании робота в реальных условиях он должен быть оснащен видеокамерой с обзором на 240 градусов, с помощью которой спасатели смогли бы видеть, что находится вокруг. Размеры робота-спасателя должны быть не очень большими, чтобы была возможность проникать в небольшие проемы, разломы, — рассказали авторы проекта.
Право имею
Завершила защиту проектов Тамара Суршкова с разработкой на тему «Право и общество». В своей работе школьница рассмотрела, что такое право, как оно взаимосвязано с обществом. Даже в таком небольшом обществе, как школа, действуют свои правовые нормы. А придерживаются ли их ученики? Такой вопрос Тамара задала в ходе анкетирования.
Оказалось, что ровно половина опрошенных придерживается норм права, 35% про них забывает, остальные 15% не видят в этом необходимости.
Говоря в целом о проектах, можно отметить, что практически все исследования лежат вне учебного материала. Школьники изучали темы, выходящие за рамки привычных, относящиеся либо к сфере интересов, либо к сфере будущей деятельности.
— Темы очень разнообразны и интересны, а некоторые из них могут быть продолжены. Каждый из вас вложил много труда, и ваши выступления доказали, что вы готовы идти дальше, получать новые знания уже в выбранной профессии, — подвели итоги члены жюри.
А. Мачульская.
Фото автора.
Отправить ответ