
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея разъясняет эпидемиологическую ситуацию по геморрагической лихорадке с почечным синдромом в Российской Федерации.
В 2022 году в Российской Федерации зарегистрировано 6952 случая заболевания ГЛПС (4,77 на 100 тыcяч населения; среднемноголетний показатель (2013-2022 гг.) — 4,94 на 100 тысяч населения). Среди детей в возрасте до 17 лет включительно отмечено 437 случаев заболевания (1,44 на 100 тыcяч населения). Среди заболевших преобладало городское население (65,7%). Зарегистрировано 24 летальных исхода; летальность составила 0,34%, смертность 0,02 на 100 тысяч населения. В 2022 году на территории Российской Федерации, по сравнению с показателями 2021 года, отмечается рост заболеваемости ГЛПС в 3 раза.
В 2022 году среди заболевших ГЛПС в возрастной структуре преобладали лица в возрасте 30-59 лет (65,0%). Доля мужского населения составила 71%.
Инфицирование возбудителями ГЛПС значительной части выявленных больных (49,6%), было связано с бытовыми заражениями по месту жительства. Заражения, связанные с пребыванием в лесу, составили 27,7%, на садово-дачных участках — 16,8%. Заражения, связанные с трудовой деятельностью в сельском хозяйстве, составили 2,0%, с производственной деятельностью— 2,2%. В социальной структуре заболевших в 2022 г. преобладает группа неработающих граждан, которая составила 24,5%. Большая часть выявленных больных заразилась в очагах по месту постоянного проживания, лишь 305 человек (4,4%) заразились на других территориях.
В 2022 году в Южном федеральном округе (ЮФО) отмечен рост заболеваемости в 7 раз относительно показателей предыдущего года. Вceгo зарегистрировано 36 случаев заболевания ГЛПС, интенсивный показатель — 0,22 на 100 тысяч населения (5 случаев заболевания в 2021 году или 0,03 на 100 тысяч населения). Заболеваемость ГЛПС по округу составила 0,5% от общероссийской. Заболевания регистрировались только в четырех субъектах округа — в Краснодарском крае — 28 случаев, в Волгоградской области — 5 случаев, Ростовской области — 2 и Республике Адыгея 1 случай. Среди заболевших ГЛПС в округе, основное количество составили неработающие граждане (0,09 на 100тысяч населения), работники транспорта (0,03 на 100 тысяч населения), служащие (0,03 на 100 тысяч населения), пенсионеры (по 0,02 на 100 тысяч населения).
Большинство случаев заболевания зарегистрировано в возрастной группе 30-59 лет (0,15 на 100 тысяч населения). Превалировали заболевания средней степени тяжести, их доля составила 63,8%, тяжелые формы ГЛПС составили 30,5%, легкие — 5,5%. Основной тип заражения в округе был бытовой, на долю которого пришлось 44,4% случаев, на долю лесного типа — 33,3%, садово-данного — 8,4% и производственного — 13,9% случаев.
В целях стабилизации ситуации по ГЛПС на эндемичных территориях рекомендовано организовать проведение мероприятий:
- рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических и межведомственных комиссий отчеты заинтересованных ведомств и служб о выполнении мероприятий по профилактике ГЛПС, а также Комплексные планы профилактических мероприятий по ГЛПС и природно-очаговым инфекциям муниципальных районов и образований субъектов с включением в него раздела профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению заболеваний ГЛПС населения субъекта в период ожидаемого подъема. На основании дифференциации очаговых территорий и прогнозов эпидемиологической обстановки внести изменения в объемы дератизационных мероприятий, с охватом барьерной и поселковой дератизацией неблагополучных по ГЛПС населенных пунктов;
- решить вопрос о выделении дополнительных финансовых средств на организацию и проведение в 2023 году профилактических мероприятий в муниципальных районах и образованиях субъекта (при необходимости);
- выполнение комплекса профилактических мероприятий в объёмах, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обеспечить контроль эффективности проведенных обработок;
- обеспечить проведение ранневесенней дератизации с целью предупреждения расселения грызунов из мест их концентрации на окружающую территорию;
- обеспечить благоустройство и санитарную очистку территории населённых пунктов и площадей за территориями поселений на расстоянии до Ѕ00 метров, а также парков, скверов, кладбищ, оздоровительных учреждений, мест массового отдыха и пребывания населения, приведение лесных массивов в черте населенных пунктов или на примыкающих к ним территориях в лесопарковое состояние;
- обеспечить организацию и проведение систематических дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на территории населенных пунктов, лесопарковых зон (парков, скверов), кладбищ, оздоровительных учреждении (в т.ч. баз отдыха), сельскохозяйственных объектов, мест массового отдыха и пребывания населения;
- провести инвентаризацию ветхих (бесхозных) строении, которые могут быть заселены мелкими мышевидными грызунами, и решить вопрос об их приведении собственниками в удовлетворительное санитарно-техническое состояние или сносе;
- провести работы по обеспечению грызунонепроницаемости общественных, жилых зданий, помещений и сооружений, проведение в них и на прилегающей к ним территории дератизационных мероприятий, очистку от мусора, сухостоя, густого подвеска лесных массивов, примыкающих к населенным пунктам, садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям граждан, оздоровительным учреждениям;
- обеспечить своевременное проведение конкурсных процедур по профилактическим обработкам на территориях, где сохраняются условия распространения среди населения инфекционных заболеваний, переносчиками которых являются грызуны. При наличии по результатам конкурсных процедур экономии средств обеспечить своевременное проведение повторных торгов по профилактическим обработкам с расширением границ обрабатываемых площадей риска;
- обеспечить проведение своевременной корректировки территорий, подлежащих осенней и весенней дератизации, с учетом эпидемиологической ситуации и зоологических прогнозов. Предусмотреть проведение дополнительных дератизационных мероприятий на территориях, на которых по результатам зоологического мониторинга отмечены положительные находки возбудителей ГЛСП;
- обеспечить проведение совещаний с руководителями садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан по вопросу дератизационных обработок с приглашением представителей органов и учреждений Роспотребнадзора;
- обеспечить ликвидацию самопроизвольных свалок бытовых, строительных и других видов отходов на территориях населенных пунктов;
- активизировать работу по гигиеническому воспитанию населения в СМИ о мерах личной профилактики и методах борьбы с грызунами, о проявлениях и последствиях ГЛПС, условиях заражения и использования индивидуальных средств защиты. Организовать тиражирование памяток и листовок по профилактике ГЛПС и распространять их среди населения;
- обеспечить доступность для населения приманок и других средств борьбы с грызунами в жилых помещениях, на прилегающих к домам территориях, в отдаленных населенных пунктах, расположенных на территории природных очагов ГЛПС.
Отправить ответ