
Наш коллега, журналист и писатель Юрий Прыгов накануне Дня России по нашей просьбе проехал по новому Крымскому мосту. Сегодня он делится с читателями своими впечатлениями.
Хорошо, когда люди строят мосты, а не сжигают их (в прямом и переносном смыслах). Поэтому сразу после того, как по Крымскому мосту пошли автомобили, возникло большое желание умножить число счастливчиков. И вот полтысячи верст позади, и я качу по сооружению, о котором уже третью неделю говорят в стране и мире. Португальский мост, возглавлявший европейский рейтинг, как говорится, “отдыхает”, первую строчку прочно занял Крымский.
Езда плавная, так как дорога ровная, стыков почти не слышно. Доезжаю до арки под фарватером, моря из-за прочных заграждений по обеим сторонам почти не видно. Зато при подъёме на неё во всей красе видна черноморская волна, горизонт, корабли. Рядом с автомобильным полотном кипит работа по монтажу другой дороги, железнодорожной. Качаются стрелы кранов, закручиваются сверхпрочные болты, общий вес которых составит на объекте 400 тонн. Если оглянуться назад, на берег Тамани, то видны новые подъезды, развязки, они почти полностью сданы в эксплуатацию. На соседнем полуострове, уже в Керчи, все только началось. Мощная техника выполняет большой спектр земляных работ, слоями укладываются песок и щебень, а потом уже асфальт. Это строители тянут новую многополосную дорогу на Севастополь. Движение идет по обновленной два года назад дороге, она тут узкая, летом можно ожидать заторов и пробок.
Мой же майский пробег по Крыму проходит без сучка и задоринки. Минуем села Горнастаевку, Батальное и въезжаем в поселок Приморский, в котором нас ждут в гостевом доме «Нимфей». На циферблате — 3 часа дня: так быстро нам добираться сюда не приходилось, движение по мосту заняло 15 минут. Прежде, даже если не было очереди, перевалка с помощью паромной переправы отнимала два-три часа. В этом плане прогресс очевиден, да и подъезды со стороны Кубани стали похожи на настоящие автобаны. Не знаю как кто, а я страха на высоте 35 метров не испытал — уж очень ладной и крепкой выглядела вся конструкция возведенного объекта, мощные сваи, казалось, выросли из моря — так они органично смотрелись.
А «Нимфей» нас с женой принимали уже пятый раз, поэтому на «ресепшене» встретили с радостью, как старых знакомых. Отель этот приглянулся не случайно — он стоит прямо на берегу красивой песчаной косы, идущей до самой Феодосии. Открываешь балконную дверь в номере, и кажется, что прямо на тебя покатились морские волны. Под шум прибоя засыпаешь, с приятным шелестом гальки и песка просыпаешься. Очень приятно и романтично. Стоимость номера с завтраком и обедом вполне приемлемая. Понравились интерьеры холлов, апартаментов и даже коридоров. Куда ни бросишь взгляд, везде цветы в оригинальных глиняных горшочках, атрибуты корабельной экзотики. Одна из комнат очень напоминает кают-компанию, заставленную амфорами, по форме напоминающими те, что археологи находили в раскопках на обоих полуостровах Керченского пролива. И каково же было удивление, когда удалось выяснить, что все амфоры, кувшины, горшочки под цветы сделаны в этом отеле в самодеятельной гончарной мастерской его хозяина Михаила Константиновича, коренного крымчанина. С его любезного разрешения мы понаблюдали, как бесформенная красная глина превращается на гончарном круге в красивый сосуд древних жителей Причерноморья. Выходит, культура их не умерла, а продолжается в таких людях, как Михаил Константинович, озабоченных не только хлебом насущным.
Окунувшись в еще прохладные воды моря, побродив по песочку босиком, отведав ароматнейшей местной клубники, мы отправились дальше, вглубь Крыма. На подъезде к Симферополю наблюдали картину большой активности дорожных рабочих, возводивших многополосную дорогу уже в сторону Керчи, она пройдет через Белогорск и Старый Крым. Места тут красивые, много лесов, покрывающих небольшие горы, а единственная старая дорога, по которой идёт нынче движение, в неплохом состоянии. Ее починили сразу после присоединения республики к России. Как-то похорошела и сама столица южного края, производившая прежде не лучшее впечатление. Чтобы там не говорили недоброжелатели, позитивные изменения налицо. Симферополь заиграл новыми красками, стал даже чище, благоустроенней, как и другие города полуострова. На что многие сетуют, так это на дороговизну, но ведь дешевизны ни в одном регионе РФ нет. И мы теперь — сообщающиеся сосуды.
А нас ждали в гости родственники, поселившиеся два года назад в селе с необычным названием Приятная встреча, что на пути в Севастополь. Они приехали с Дальнего Востока, из города Благовещенска, где приходилось жить с семьей и автору этих строк.
— В Крыму формировались новые органы управления, мне предложили должность в правоохранительных органах, — рассказывает Алексей, муж племянницы моей супруги, — посоветовались с женой Мариной, продали дом и взяли курс на Запад. Все нас устраивает, климат нравится, море рядом. Пока арендуем дом, но понемногу строим свой. Месяц назад приехали на ПМЖ родители Марины, до этого родился сын, то есть обживаемся всерьез и надолго.
Проблема у вчерашних дальневосточников одна — привезли с собой северных лаек, а они очень тяжело переносят жару. Поэтому очень любят отдыхать с семьей на море, где можно надолго погрузиться в прохладную воду.
Позже, посмотрев местный телеканал, узнал, что приехавших на полуостров людей достаточно много. Это специалисты из Новосибирска, Архангельска, Омска и даже Кубани. Молодые люди с регионов РФ решили поддержать крымчан в сложном деле интеграции. Как и все население республики, они с большой радостью восприняли сдачу в эксплуатацию автомобильной части моста, старались прямо в первый день проехаться до Тамани и обратно. Большинство южан придают данному факту символическое значение. ведь русский народ, в силу разных причин, оказался разбросанным по многим странам и континентам. И первый шаг к его воссоединению сделан.
В Симферополе, в поселках Береговом и Приморском, я расспрашивал людей — не хотят ли они вернуться под украинское начало. У подавляющего большинства такого желания нет, они готовы мириться с последствиями эмбарго и поднимать экономику полуострова. У небольшой части украинцев настроение не очень веселое, ведь их родня теперь находится в другой стране, и попасть в Киев или Полтаву непросто. Но даже они реально смотрят на вещи, довольны спокойствием и порядком, установившимися в Крыму, и переживают за свою этническую родину, погрузившуюся в хаос.
Возвращались мы домой с хорошим настроением и уверенностью: позитивные изменения у наших соседей продолжатся. Правда, ветерок напоследок поднялся сильный, а над Керчинским проливом он превратился в ураганный. Мотору моей машины не очень нравились его порывы и он постоянно требовал дополнительного топлива. Зато конструкции моста стояли железобетонно, ведь проектанты данного сооружения, ученые и специалисты все учли: грунты дна, возможную сейсмичность, интенсивность судоходства и сопротивление материала, в том числе и розу ветров. Ну а нам всем надо правильно эксплуатировать уникальное сооружение, беречь от вредителей и молиться, чтобы мост простоял 100 лет без ремонта.
Юрий Прыгов.
Фото автора.
Отправить ответ