
Я — человек, хоть и не искушенный познанием искусства живописи, все же художественные выставки посещаю. Ну, что делать, если никак не могу разглядеть тайну в полуулыбке Джоконды, а тем более, ничего не понимаю в глубине «Черного квадрата» Казимира Малевича. И все же — «минутный стыд — спросить, вечный стыд — незнание». А потому об авангардистах, футуристах, сюрреалистах, кубистах почитываю книжки. И Казимир не столько как художник, чьи картины лишь на чуть-чуть ниже религии, а как именно необычная личность, с таким же необычным художественным восприятием, привлекал меня всегда.
Все это носилось в моей голове, когда я, открыв рот, смотрела на «Женщину с ведрами», в которой даже самому неискушенному невозможно не узнать яркое произведение авангардного искусства Казимира Малевича. Нет-нет, я нахожусь совсем не на выставке великого авангардиста. Просто стою у дороги на улице Книгина, впав в ступор перед забором необычного дома. Насладившись мазками, перенесенными кем-то с картины главного представителя геометрического абстракционизма, я осторожно стучу в калитку и оказываюсь лицом к лицу с мужчиной лет 60. Оказывается, пока я была в ступоре, он не без любопытства наблюдал за мной с подворья. И понятно почему. Увидеть в геометрических формах крестьянку с ведрами также не всем просто, как не каждый любит и понимает граффити.
Знакомлюсь с ценителем авангардизма. Александр Юрьевич Дувакин, специалист по топливной аппаратуре для сельскохозяйственной техники. Он гостеприимно пригласил меня на подворье, где я испытала еще один ступор. Заборы и стены подсобных помещений, гаража и летнего домика — все отдано кисти необычного художника.
Почему именно Малевич?
— Его картины многих раздражают простотой, а меня именно композиционная простота восхищает, — поясняет мне Дувакин. — Как-то по телевизору я посмотрел передачу о выставке картин Малевича и влюбился в его искусство, в его творческую энергию. Все то, что я сейчас делаю, рядом с искусством, как говорится, и не лежало. Это просто хобби, бегство от депрессии.
Александр четыре года назад действительно искал выход из трудного психологического состояния. Он потерял любимую женщину — жену Людмилу, с которой прожил 17 счастливых лет. Каким-то шестым чувством он понял, что нуждается в чемто сильном, ярком, что заставит его не только плакать, но и улыбаться.
Именно в Малевиче он увидел этот свет. Никогда не бравший в руки кисть, Александр начал рисовать. И правильно сделал, потому что стремление создавать что-то более или менее красивое, вкладывая в это частичку себя, заложено в самой человеческой природе.
— Когда я первый раз сделал работу по картине Малевича «Крестьянки», я испытал восторг.
Он стал читать о других художниках авангардного искус-ства. Так у него появилась композиция французского кубиста Жоржа Брака «Маленький залив в Ла-Сьота».
— У Брака мне не нравятся краски. Много коричневого и зеленого. Мне больше по душе яркие тона. Вот как на этой моей работе «Летний день» с одноименной картины немецкого художника Хеттича.
Увлекшись обменом впечатлениями, мы проходим в дом хозяина. На стенах — работы по произведениям классиков. К примеру — тициановская «Даная», или — «Женская фигура в красном» ученицы Малевича Анны Лепорской.
И все это не на холстах, а на обычных листах ДВП, «заборными», как выразился сам Александр, красками. Правда, недавно брат подарил ему настоящие краски, но Дувакин почему-то побаивается ими творить.
Выговорившись на тему художников, мы перешли к обсуждению эстетики подворья, которое руками специалиста по топливной аппаратуре превращается в сказку.
Одна сторона двора еще издали привлекает яркостью мозаики. Сначала подумалось, что все это великолепие сотворено из мозаичных стеклышек. Приблизившись, я увидела, что это плетение на металлической сетке шелковыми лентами. Чудо, да и только.
А сверху колышутся ветром «Шербургские зонтики». Кажется, что где-то звучит их дивная музыка. Зонтики обычные. Но они создают очень необычный колорит подворью.
И напоследок не могу не сказать о двух портретах, нарисованных любовью и с любовью.
На одном из них — потрясающе красивая женщина. Это та, которая подарила Александру Юрьевичу счастье и пробудила в нем творчество. А на втором — одна из трех дочерей — Лариса. Очень похожая на маму молодая красивая женщина. Все три дочери и еще 87-летняя мама живут заботой Александра Юрьевича. И есть еще в доме небольшая домашняя библиотека с добрыми умными книгами, которые собирал и читал отец Александра. Среди классической литературы появляются новые книги и альбомы. Они о художниках, о творческих людях, которые любят делать красоту своими руками.
А. Визняк.
Отправить ответ