
Посвящается педагогам войны
Сегодня в этой рубрике мы хотим вам рассказать об одном педагоге из плеяды учителей-фронтовиков — Иване Степановиче Евченко. Это легендарный учитель физики Гиагинской школы № 1. Почему легендарный, вы узнаете, прочитав эту статью. А инициаторами рассказа о нём стали его ученицы: Ирина Викленко, Наталья Дутова и Нина Евченко.
Учителя-фронтовики, которые прошли Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, — это особенная категория педагогов. Все без исключения они дали детям больше, чем научные формулы и правила грамматики. Они были живым воплощением героической истории, а потому учили послевоенное поколение детей патриотизму и мужеству. А ещё — давали прочные знания, чтоб на всю жизнь. Давно уже нет учителей-фронтовиков, но память о них жива в сердцах людей, которых они сделали грамотными, образованными и, самое главное, привили им нравственную основу: как нужно жить и любить.
— Здравствуйте, я хочу рассказать о своём учителе. Учителе с большой буквы, об Иване Степановиче Евченко.
С такой просьбой обратилась в редакцию педагог — Ирина Анатольевна Викленко. Многие знают учителя физики средней школы № 4, но речь сегодня пойдёт о другом человеке — её учителе.
Иван Степанович Евченко родился в 1915 году, по документам — в 1916. Его отец был ремесленником, клал печи. Мама воспитывала семерых детей. Историю о нём нам поведала его невестка, а также ученица Нина Яковлевна Евченко, в девичестве Баскакова. Экскурсию в уникальный дом и уникальную семью нам также организовали ученицы Ивана Степановича — Наталья Дутова и Ирина Викленко.

Личная трагедия
Нина Яковлевна Евченко 45 лет живёт в доме своего супруга, одноклассника, сына классного руководителя.
Учитель физики Иван Степанович и преподаватель русского языка и литературы Наталья Ивановна Евченко — родители её мужа. До войны оба закончили Краснодарское педагогическое училище. После обучения их распределили в станицу Смоленскую Краснодарского края. Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Ивана Степановича на долгих 11 месяцев направили на военные сборы. Наталья Ивановна открепилась из Смоленской и приехала к родителям в станицу Гиагинскую.
Историю семьи Ивана Степановича сложно назвать счастливой. Он пережил свою личную трагичную историю. В 1930-м его отца арестовали по 58-й статье, а также двух старших братьев. Отца позже расстреляли. Судьба братьев была не менее трагичной. Один из них умер в 1940 году. Второй прошёл 7 лет лагерей. Правда, перед войной ему изменили меру пресечения и брат был отпущен на свободу. Вернулся в город Армавир, где проживала мама Ивана Степановича. Потом ушёл на фронт, а позже мать получила извещение: пропал без вести.
Может быть, поэтому, говорит Нина Яковлевна, отец не любил рассказывать ни о войне, ни о своей семье. Слишком тяжело ему было вспоминать личную трагедию. Все эти факты стали известны невестке гораздо позже, когда с сыном они начали восстанавливать семейный архив, чтобы передать историю своим потомкам. И тем ценнее становится для невестки образ свёкра — человека мужественного и горячо любившего свою Родину.
В 1946 году Иван Степанович тоже вернулся с фронта. Ещё год, после Победы, он работал в Румынии. Иван Евченко был первоклассным военным топографом. И, конечно, такие специалисты были на вес золота. Педагогика — это была уже вторая специальность, поскольку до педучилища он жил и работал в городе Ростове-на-Дону именно по специальности топографа, рассказывает Нина Яковлевна.
Фронтовое воспитание
Она окончила первую школу станицы Гиагинской в 1966 году. Одноклассники шутили, что супруги Евченко присматривались к девушке и пятерки ставили из симпатии к будущей невестке. До сих пор одноклассники дружны. Все ребята нашли своё место в жизни и продолжают нести свет своих учителей.
— Мы — дети, которые были воспитаны учителями, вернувшимися с войны, и поэтому атмосфера нашего обучения была особая, — подчёркивает Нина Яковлевна. — Нам не нужно было раздумывать, что хорошо, что плохо? Что такое любовь и нелюбовь, потому что наши родители, вернувшиеся с фронта, обладали невероятной любовью к жизни и Родине.
Вся жизнь Ивана Степановича, Натальи Ивановны и всех педагогов послевоенных лет была пронизана желанием обучения своего народа, воспитания детей, потому что сама война и борьба с фашизмом подсказали, как нужно это делать. Был усилен патриотический характер, в корне изменился подход к преподаванию истории, литературы, географии. Были обновлены методики обучения физике, биологии, химии. Изучение предметов приобрело максимально практический характер, чтобы эти знания пригодились детям в жизни.
Супруги Евченко служили этой цели верой и правдой. Они никогда не были рабами вещей, для них чужды были мещанские цели — приобрести модную мебельную «стенку», или заморский сервиз. Главным богатством семьи были книги, которые несут знания.
Любимый учитель
Нина Яковлевна пошла в школу спустя 10 лет после Победы. С Иваном Степановичем — преподавателем физики — её знакомство произошло в 1960 году. Эта встреча сразу же стала любовью к учителю с первого взгляда.
— Учителем он был редчайшим. И человеком необычайно талантливым. Великолепно играл на мандалине и гитаре. А как он рисовал! До сих пор, встречаясь с одноклассниками, мы в каждом разговоре упоминаем Ивана Степановича. Помню, Серёжа Данилов вспоминал, как Иван Степанович проводил ночные уроки астрономии, чтобы показать ребятам расположение планет. Наш учитель рассказывал и приговаривал: «Я вам рассказываю, а вы запоминайте. Вы же потом будете своим девчонкам рассказывать и среди них свой вес будете иметь».
Так непринуждённо и максимально приближенно к их юношеской реальности учитель давал азы предмета, на котором потом строилась система знаний детей. И такие увлекательные уроки ребята запомнили на всю жизнь.
В продолжение темы Ирина Анатольевна отметила, что таких талантливых педагогов, как Иван Степанович, она не встречала больше никогда в своей жизни. Она вспомнила подвижную карту звёздного неба — макет, который собственноручно изготовил Иван Степанович на большом листе фанеры.
— Та модель Солнечной системы до сих пор актуальна, — говорит Ирина Анатольевна. — По ней можно учить детей 21-го века, и сложный материал о планетной системе будет усвоен на ура.
В разговоре моих собеседниц выясняется, что макет «жив» и до сих пор находится в мастерской Ивана Степановича. Ирина Анатольевна выразила надежду, что в будущем творение рук любимого учителя может занять достойное место в краеведческом музее.
— Со мной рядом живёт Ирина Леонидовна Быкова. Ей 78 лет, и она — ученица Ивана Степановича. Она мне говорит: «А ну-ка, расскажи мне формулу работы силы электрического тока». Я ей проговариваю формулу, а она мне: «Какой ты учитель? Вот Иван Степанович нас учил: «В ритме вальса — «и-у-тэ» (прим. ред.: формула работы силы тока: A=IUT). «Берёшь табуреточку и танцуешь по треугольничку. «И-у-тэ…И-у-тэ». Человек не имеет инженерного образования, но формулу работы силы электрического тока она помнит до сих пор. Кто её научил, как запомнить формулу на всю жизнь? Вот таким он был, наш любимый учитель, — восторженно подытожила Ирина Анатольевна.
Его уроки были похожи на мини-спектакли. Понятие «броуновское движение» Иван Степанович объяснял театрально, в прямом смысле. Класс на мгновение превращался в камерный театр, где ученики становились одновременно и зрителями, и актёрами.
— Все парты передвигались к стенам класса. А класс-то у нас не маленький, больше 30 человек. Так, говорит учитель, все начинаем хаотично двигаться, толкаться. Мы 5 минут бегаем, а он смотрит на нас и говорит: «Вы теперь поняли, что такое броуновское движение? Это хаос!» Всё — на всю жизнь запомнили, — рассказывает сегодняшний учитель физики.
И такие уроки становились храмом науки. В отличие от хаоса броуновского движения, на уроках стояла пронзительная тишина, если говорил Учитель Евченко. Не то, что шалить, ребята рот боялись открыть, дабы лишним движением или словом не нарушить монолог, который потом они, как оказалось, будут помнить всю жизнь.
Он очень любил импровизированные ответы. Не выученные в учебнике, а тот самый момент истины, когда в общении с учителем ученик неожиданно для себя приходит к правильному выводу. Такой ответ всегда сопровождался увесистой пятёркой в дневнике, продолжает рассказ Наталья Дутова:
— «Так, вопрос на сообразительность. Кто ответит, сразу ставлю пять. Почему дрова трещат, когда горят?» — обратился к шестому классу Иван Степанович. Все сидят, думают. Тяну руку: дрова трещат, потому что пар разрывает ткани, получается треск. — «Садись, пять!»
Ивану Степановичу важно было понимать, что дети умеют мыслить логически, и это для него было самым лучшим результатом. Значит, урок усвоен.
— Ещё он был очень весёлым человеком, и очень строгим, — вспоминают его ученицы. — К 10 классу нам уже нечем было платья подшивать, поскольку за несколько лет мы просто выросли из них. Иван Степанович нам говорил: «Ходить по классу невозможно, хоть занавески вешай!» Вызывает он меня к доске: «Пиши». А я-то не могу поднять руку, платьице не дает. Он говорит: «Выше пиши». Я выше пишу. «Ещё выше». Класс уже падает со смеху. Я говорю: «Не могу выше», тогда он тоже со всеми смеётся, — делится воспоминаниями Наталья Дутова.
Вот так, по-доброму и сдержанно, через самоощущение и самопознание ребят, он объяснял им элементарные вещи, о которых не часто говорят с детьми взрослые. И спустя полвека эти благодарные ученицы Ивана Степановича смеются заливистым смехом, с благоговением вспоминая своего несравненного учителя физики.
— Класс поделили на две группы, — вспоминает Наталья Дутова, — одни будут учить английский, вторые — немецкий. Ну, бегаем мы по коридорам, и кто-то из ребят: «А, вы будете фашисты». Услышал наши возгласы Иван Степанович: «Вы не знаете, кто такие фашисты! Не смейте даже в шутку говорить такое людям!» Мы тот его разговор с нами на всю жизнь запомнили…
Здесь живёт любовь
Особый предмет бережного хранения семейного архива — проект дома, в котором мы и общались. Нина Яковлевна разложила перед нами чертежи, выполненные Иваном Степановичем. Дата изготовления проекта: 1950-1951 годы. Идеальный бисерный почерк, ровные строки описания, единообразная высота букв, как под линеечку. Чёткие линии чертежей — без единой погрешности. Всё это выдаёт автора проекта, как человека высокообразованного и глубоко интеллигентного. Дом, в котором всю послевоенную жизнь провел Иван Степанович со своей семьей, был построен по его собственным чертежам и достаточно быстро, говорит невестка. С инженерной точностью высчитаны все размеры и сроки строительства, составлена смета расходов вплоть до гвоздика. Математический расчёт, топографический талант и скрупулёзность в деталях — таким и сегодня выглядит его детище — дом Ивана Степановича, в котором летом прохладно, а зимой тепло. Не покосилась ни одна дверь, настолько чётко были выверены в чертежах размеры деталей. Глядя на него, приходит мысль: дом, в котором живёт любовь. Кстати, в проекте он повторил, один в один, свой родительский дом. Соломенная крыша прорисована в деталях. Ставни — с тенями и полутенями. Так виртуозно можно выполнить работу при двух условиях: ты — талант, и ты очень любишь людей, которые будут жить в этом доме. И оба варианта — в «десятку».
Всё в этом доме подчинено системе порядка. В мастерской аккуратно сложенные ящички, на которых расположены надписи о содержимом. Всё выполнено Иваном Степановичем, и так же бережно хранится после его смерти. Обстановка в доме — под стать музею. Всё в нём сохранено в первозданном виде, какой был при жизни Ивана Степановича. Сегодня Нина Яковлевна продолжает систематизировать семейный архив, чтобы внуки знали свои корни и могли передать эти знания своим потомкам.
Один из сыновей Ивана Степановича, можно сказать, продолжил дело отца. Не в педагогике, а в научном смысле. Он известный программист. Внук Ивана Степановича сегодня работает во Вьетнаме. Он заведует отделом московского филиала «1С бухгалтерия». Добрые зёрна всегда дадут добрые всходы, говорят в народе. И эту истину подтверждает история семьи поистине народного учителя Ивана Степановича Евченко.
В. Виятик.
Фото: семейный архив Евченко.
Отправить ответ