
Фразу «Удивительное рядом» вполне можно адресовать семье Старолад из станицы Гиагинской. Только вдумайтесь: на их счету 10 построенных гидроэлектростанций. Причем, не только в Советском Союзе. А вот семейный союз появился в далеком 1945 году, во Владивостоке. Надежда и Иван трудились вместе. Он строил гидроэлектростанции, она ездила в командировки вместе с ним. Интересные подробности жизни своих родителей рассказала дочь Людмила Щекина.
Познакомились они на родине Надежды Старолад. Иван родился на Кубани. В 18 лет его отправили служить во Владивосток, где он и встретил свою жену.
— Это был 45-й год, началась война СССР с Японией, и его направили служить радистом. Отец был смышленым человеком, сам в молодости собирал музыкальные инструменты из дерева, — вспоминает о своем отце его дочь Людмила Ивановна.
А образование у Ивана Ивановича было всего лишь 7 классов. В армии он отслужил семь лет, после чего его пригласили электриком на Мамаканскую ГЭС. С этого и начался трудовой путь нашего героя, полный интересных историй.
— Тогда у отца уже было трое детей. Он встал в очередь, чтобы получить квартиру. Начальник гидроэлектростанции пригласил его к себе в кабинет: «Иван Иванович, не хочешь поехать в Египет?» — спросил он его. Это был 61-й год, тогда никого за границу не приглашали.
Иван Старолад посоветовался с женой, и вместе они приняли решение поехать в другую страну. С собой взяли и старших детей, Людмила осталась дома с родственниками.
— Там он работал прорабом Асуанской плотины. Все свои обязанности знал отлично, у него было много людей в подчинении. Вместе с ним плотину строили специалисты из Германии, Чехословакии, Румынии. Каждая страна следила за своей частью станции, у Советского Союза была самая ответственная — делать турбины, которые производили ток, — отметила Людмила Ивановна.
Так и шла стройка ГЭС. Однако командировка подходила к концу, специалисты уезжали, а станцию нужно было поддерживать в рабочем состоянии. Иван Иванович это понимал. И как ответственный руководитель выучил технический арабский язык. Затем набрал в бригаду тех, кто будет следить за ГЭС. Объяснил им суть работы.
— Он им все показывал, рассказывал, они записывали, как это работает. Отцу потом предложили остаться главным энергетиком еще на пять лет, но он отказался, — говорит Людмила Ивановна.
Отец Людмилы вернулся на Родину. Здесь он приступил к работе на Зейской ГЭС, что в Амурской области. Спустя несколько лет ему пришлось поработать на Братской гидроэлектростанции, что в Иркутской области, а также Красноярской ГЭС.
— Потом его отправили в Таджикистан на строительство Нурекской гидроэлектростанции. На тот момент это была самая высокая плотина в мире — 300 метров, — с гордостью рассказывает о своём отце Людмила Ивановна.
Взяв листочек и карандаш, Людмила показала, как строят гидроэлектростанцию.
— Для постройки гидроэлектростанции нужна река, расположенная между двумя скалами. Там находят самое узкое место и начинают перекрывать поток воды. В скалах роют туннели, и через них проводят трубы разного диаметра, куда запускают течение, а на само русло завозят камни, от огромных до гальки, и выкладывают слоями. Так получается плотина, — пояснила рассказчица.
Рядом строится электростанция, в которой располагают роторы. Они преобразуют энергию потока воды в электроэнергию для заводов и домов.
— За гидроэлектростанциями внимательно следят работники. Ходят внутри тоннелей, проверяют давление, следят за целостностью труб, чтобы не было протечки, — добавила Людмила.
Затем Ивана Старолада направили в Сирию, на Ефратскую ГЭС, на целых три года. Вместе с ним поехала его жена. Она работала в посольстве поваром.
— Там было огромное здание для работников из разных стран. Дети находились в лагере, а мама готовила им еду. Ребята часто ей помогали, и не только советские дети. Приносили картошку, чистили, мыли посуду.
Грузия, Таджикистан, Египет, Сирия, Узбекистан, Дагестан. Иван и Надежда объездили полмира. Почему же решили жить здесь, в Адыгее? Меня заинтересовал этот вопрос.

— У отца была последняя командировка в Майкопе. Сотрудники построили для себя дома в городе, а затем отец решил переехать в Гиагинскую, ближе к родственникам, — пояснила Людмила.
Все дети Ивана Ивановича пошли по его стопам. Людмила по образованию инженер-проектировщик ГЭС, училась и работала в Москве. Брат Василий был энергетиком.
— Он не только продолжил династию, но и стал работать на Египетской ГЭС. Отец построил, а сын следил, уже через 30 лет, — рассказывает Людмила.
Мужья Людмилы и Светланы тоже строили ГЭС. Там супруги и познакомились.
— Такое часто случалось. Поскольку профессия подразумевает ездить из города в город, работники ГЭС жили в домах в одном районе. Мы там знакомились, женились, — с улыбкой вспоминает Людмила Ивановна.
Однако, на этом династия оборвалась. Людмила Ивановна думает это потому, что их семья не живет рядом с гидроэлектростанциями. Пока мы разговаривали, к нам в комнату заходил внук Людмилы Ивановны — Ваня. Кто знает, какая судьба ждет его? Может Иван продолжит дело своего именитого прадеда?
Д. РОСТОВЦЕВА.
Фото из семейного архива Старолад.
Отправить ответ