Пьедестал почета. Учу жить без страха и упрека. 30.06.2018 г. № 50

В свете Указа Президента РФ Министерством образования и науки РФ в регионах России в нынешнем году был объявлен Всероссийский конкурс для учителей и педагогов на получение денежного поощрения.
Конкурс проходил в два этапа. В период с 22 мая по 5 июня 2018 года в Адыгее была проведена экспертная оценка документов участников конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями. Было рассмотрено 21 портфолио учителей — участников конкурсного отбора. 15 претендентов, набравшие наибольшее количество баллов по результатам заочного этапа, были допущены к участию в очном этапе.

И вот результат. На основании решения конкурсной комиссии по отбору лучших учителей на получение денежного вознаграждения Министерство образования и науки РА назвало победителей и лауреатов конкурса. В числе лучших педагогов назван учитель физкультуры и ОБЖ Гиагинской СОШ № 4 Дмитрий Филиппович Пугачев.
В день вручения ему денежной премии в размере 200 тысяч рублей Д. Ф. Пугачев дал интервью нашей газете.
— Дмитрий Филиппович, поздравляем с победой. Интересно, какими показателями можно представить жюри работу физрука, чтобы она была оценена по достоинству?
— Конечно же, в первую очередь, должны быть достойные результаты у моих ребят в соревнованиях. И мы проводим их не только внутри своей школы, но и участвуем в районной спартакиаде школьников, которая насчитывает более 10 видов спорта, выходим на региональные состязания и пробуем себя на уровне российского спортивного масштаба.
Как преподаватель основ безопасности жизнедеятельности, я являюсь начальником штаба Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» и возглавляю отряд юнармейцев школы.
— ОБЖ как предмет возвращает сегодня свою актуальность и значимость? Времена-то непростые, вопросы безопасности детей, как никогда, звучат остро и тревожно.
— Это так. Жаль, что такой предмет, как начальная военная подготовка в школах, тоже в одно время был игнорирован системой образования. Но современная среда диктует необходимость обратить особое внимание на преподавание основ безопасности для детей. Они живут в мире сложной и скоростной техники, электроники, пользуются новейшими приборами в быту. Я учу детей избегать рисков. К сожалению, многое пока облекается теорией и очень мало практики. Урок ОБЖ проходит один раз в неделю. И только по окончании учебы 10 классов проводятся пятидневные военные сборы, где идет реальная практическая отработка теории. Но 40 часов практики все же недостаточно.
Поэтому приходится самому искать такие методы в преподавании физической культуры и основ безопасности, чтобы дети на всю жизнь впитали необходимость заниматься спортом, разбираться в рисках, серьезно готовить себя к защите Отечества, своей семьи и себя лично. Темы, которые мы поднимаем на занятиях, во многом отличаются от тех, которые преподавали нам на занятиях НВП. Сейчас я серьезно говорю с детьми о том, как нужно вести себя и реагировать на опасность, будь то пожар, наводнение, штурм по освобождению заложников, эвакуация. Язык для объяснения — как действовать, куда бежать, где прятаться, как ждать помощи и не паниковать — выбираю самый простой и для них понятный. Очень важно, чтобы мои дети научились отстаивать свою честь не только с позиции силы. Чтобы жили «без страха и упрека», по нравственным законам.
— Вас ребята уважают. Это не вопрос. Многие их отклики говорят о том, что вы для них учитель авторитетный и интересный.
— Может, потому, что я никогда с ними не лукавлю. Я перед ними такой, какой есть, настоящий, хоть для дома, хоть для школы, или отдельно для каждого ребенка.
— Учитель сам должен быть примером?
— Должен. Без подражания. Я не могу заставить ребенка сделать то, чего не умею делать сам. Этот принцип я вынес из семьи, в которой всегда приветствовались здоровый образ жизни, спорт. Ни дня не жил без занятий физкультурой, ходил во все имеющиеся в районе секции, увлекался футболом, баскетболом. На спортфаке пять лет занимался спортивной гимнастикой, имею разряд в мужском многоборье. Был активным участником «Зарницы» и «Орленка». Эх, хорошее было время… Такие это были нужные и правильные игры. С руководителем отдела по делам молодежи нашего района Артуром Тхайцуховым я не раз поднимал эту тему, и мы обсуждали возможность «реанимировать» эти спортивные увлекательные игры, которые учат жизни.
— Перспектива есть?
— Не знаю. Но знаю точно — это все нужно нашим детям для их не только физического, но, прежде всего, нравственного, патриотического развития.
— И культурного. Вы — человек творческий, и в вашем портфолио много примеров личного участия в культурно-просветительских мероприятиях.
— Это правда. Я очень люблю «капустники», веду мероприятия, линейки, люблю хор, песни, инсценировки, театральные постановки. Мечтал когда-то о профессии культработника или театрала, но со своими мечтами попал в девяностые и понял, что нужно выбирать не только для души, а для выживания. Вот и пришел в школу, о чем ни на минуту не сожалею. Несмотря на то, что именно в девяностые культ силы у многих молодых людей был очень развит, да и я рос не паинькой, но сейчас стараюсь научить детей истинному смыслу силы. Она в том, чтобы быть готовым защитить тех, кто нуждается в тебе и твоей помощи.
— В вашей публичной презентации для конкурса была интересная «изюминка»?
— Да, я показал ролик об участии моих мальчишек во Всероссийском слете «Пост № 1. Патриоты России». Сюжет ребята сняли сами и показали в Анапе, став победителями этого слета. Но именно содержание ролика рассказало не только об успехе ребят, но и продемонстрировало мой успех как преподавателя.
— У вас в семье растут двое детей. Кем вы их видите в будущем?
— Пока они занимаются тем, что любят. Танцы, рисование. Я хотел бы, чтобы они выросли достойными людьми, каким, к примеру, был мой дед, участник Великой Отечественной войны Пугачев Василий Захарович. Чтобы они знали, что такое Родина, Отечество, нацио-нальная гордость. Чтобы слово «патриотизм» для них не было проходным звуком. И чтобы, как говорят, «в час великих испытаний» мы могли надеяться на тех, кого воспитали. Я сегодня с иск-ренней благодарностью отношусь к тем, кто разделил со мной подготовку к конкурсу приоритетного национального проекта «Образование». В моей победе — большая часть души, терпения и поддержки администрации и директора СОШ № 4 Т. Ю. Черковой, коллег. Спасибо председателю республиканского клуба «Учитель года» Л. А. Кесебежевой и моей жене Олесе за семейную поддержку во всех делах и начинаниях.
А. Визняк.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.