Крым православный. Вера, надежда и честь. 14.07.2018 г. № 54

Нерушима связь православия, русской армии и государства. Вера и надежда, мужество и честь, добро и милосердие составляли и являют поныне основу русского самосознания, отражая реалии войны и мира.
Удивительная поездка по святыням Крыма состоялась недавно по инициативе настоятеля храма х. Чернышов «Неополимая Купина» иерея Сергея Владимировича Пащенко. В паломнической поездке приняла участие наш обозреватель Александра Визняк, заметки которой, надеемся, помогут почувствовать высокую духовную составляющую вернувшихся «домой» Крыма и города федерального значения Севастополя.

С Севастополя и начну.
Маленькая женщина по имени Ольга, поселившая нас на ночлег в церковной гостинице, сказала: «Севастополь будет жить в вашем сердце всегда».
Ольга приехала в город моряков из Норильска.
— Севастополь… Он живой и непосредственный, как ребенок. Его надо любить и понимать. Он так настрадался…
Да и кто из русских людей не знает о славной обороне Севастополя, о его защитниках 1854-1855 годов в период Крымской войны? В ту тяжелую годину перед всем миром русский воин показал, как он умеет стоять за правое дело.
И не торжество ли правоты было продемонстрировано миру в Крымскую весну 2014 года, о чем с такой силой веры высказалась в беседе со мной простая женщина, многодетная мама Татьяна, которая работает на кухне церковной трапезной?
— Никогда мы не отдадим наш Крым. Вы и представить себе не можете, какой силы была радость в тот день, когда люди семьями шли сплошным потоком на референдум. Нас пугали кликуши разных мастей, как пытаются предрекать и сегодня обратный ход крымской истории. Не получится. Мы у себя дома, мы — в России. Посмотрите, какое идет строительство, сколько уже построено новых дорог, ведется газ. Никогда периферия Крыма не надеялась на то, что будет столько положительных перемен, и жизнь будет комфортной. Но главное — мы дома! А дома и стены помогут. Господа из-за «бугра» не хотят признавать очевидное, не хотят признавать Крым нашим! Мы даже и представить не хотим, что бы было с Крымом, если….? Мы просто хотим жить и трудиться. И не надо нам мешать.
ЛЕГЕНДЫ И СИМВОЛЫ
На месте славных битв в Крыму стоит много памятников, но важнейшим из них является мемориальный комплекс на Братском кладбище, построенном в честь воинов, погибших в первую оборону Севастополя 1854-1855 гг. Нигде и никогда не испытываешь такого подъема духа, который овладевает тобой в окрестностях Свято-Никольского храма. Это загадочное по форме и смыслу строение, задуманное талантливым зодчим Авдеевым, стоит на вершине холма, на котором и находится военный некрополь. Своей формой храм напоминает прославленные египетские пирамиды — символы вечности и покоя, обладающие огромной эмоциональной силой воздействия. И еще — это форма пасхальной творожной пасхи и олицетворение Голгофы. До этого сакрального места от города ведет круто вверх тропа, по которой к храму очень трудно подниматься пожилым людям. Старушка, поющая в церковном хоре, рассказывала мне о том, как она просила настоятеля похлопотать об устройстве иного, более пологого пути. Но настоятель сказал: «Наш храм — это наша Голгофа, к которой — ножками, ножками…»
Об особенности этой тропы нам рассказала работница храма Мария, которая трудится здесь с того самого дня, когда похоронила погибшего в Сирии мужа.
— Когда с высоты птичьего полета сфотографировали путь от ворот до храма, то оказалось, что он полностью повторяет по протяженности и по рельефу путь Иисуса Христа на Голгофу.
С наступлением темноты в храме включают подсветку. И это тоже неповторимое зрелище. Никольский храм, который вечером и ночью заметен из любой точки города, венчает крест, который светится мягким голубым светом.
История этого креста, венчавшего церковь на протяжении 150 лет, поражает. Ее нам поведала та самая вдова Мария.
— Крест водрузили на церковь в феврале 1864 года. В июне 1941 года, в завершающие дни обороны Севастополя, территорию Братского кладбища заняли немецкие войска. 29 октября 1941 года началась оборона города, продолжавшаяся долгих 250 дней и ночей.
Там, где в 1854-1855 годах стояли насмерть русские воины и шли кровопролитные сражения, в Великую Отечественную войну появились новые оборонительные рубежи.
В звоннице храма закрепился корректировщик неприятеля, который был снят выстрелом из орудия одного из кораблей Черноморского флота. Церковь на треть оказалась в руинах, а многотонный каменный крест, упавший с тридцатиметровой высоты, остался почти невредимым. Были свидетели этого чуда, рассказ которых передается из уст в уста. Когда снаряд попал в верхнюю часть пирамиды храма, гранитный крест, словно лёгкий лист, парил в воздухе, медленно опускаясь на землю, словно его несли ангелы, чтобы сберечь для верующих.
Как бы то ни было, а этот крест теперь лежит у основания Свято-Никольского храма для поклонения.
ЗА ОТЕЧЕСТВО ЖИЗНЬ ПОЛОЖИВ
Братское кладбище находится в северной части Севастополя.
Чтобы подойти к церкви, нужно пройти по той самой тропе через нескончаемые ряды могил военачальников и безымянных солдат, павших во время 349-дневной осады Севастополя в годы Крымской войны 1854-1855 гг. Всего 472 братские могилы, 130 индивидуальных захоронений офицеров и генералов. Именно после окончания Крымской войны в 1856 году Александром II было дано разрешение на строительство Свято-Никольского храма — памятника павшим защитникам города. Находясь на северной стороне, можно судить, скольким героям стоил каждый день защиты Севастополя. Николаевский мыс был весь покрыт телами мертвых. В братских могилах хоронили по 100 и более солдат и матросов.
Так образовалось Братское кладбище, на котором покоится прах генерала Хрулева, князей Горчакова, Голицына, адмирала Кислинского…
Не без трепета мы переступали ограду усыпальницы героев.
В ноябре 2001 г. здесь были погребены моряки-севастопольцы, погибшие на атомной подводной лодке «Курск». Руководителем паломнической группы о. Сергием у могил и памятников морякам, служившим на подводных лодках и погибшим в разные времена, был отслужен молебен.
Внутреннее убранство Свято-Никольской церкви выглядит необычайно торжественно. Взгляд постоянно упирается в гранитные доски с именами адмиралов и офицеров, служивших Родине при обороне Севастополя. Четыре большие арки, расположенные напротив друг друга, делают внутренность храма крестообразной. Во всю длину стен тянутся черные траурные доски, на которых золотом светятся имена и фамилии 943 погибших генералов, штаб- и обер-офицеров, адмиралов 53-х российских полков.
Историческое значение храма-памятника, близость могил героев истинно русскому человеку дает реальное ощущение исторических лиц и событий. Никольский храм и уникальный некрополь — это главный духовный центр Крыма и его славного города Севастополя.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ
В скромных, аскетично обставленных помещениях для пребывания паломников тут и там сохранились путеводительные информационные памятки на украинском языке. Никто их не срывает, не убирает. Как и осталась со времени девяностых на кафедральном соборе святого равноапостольного великого князя Владимира в Херсонесе табличка, на которой гравировка говорит об истории реставрации этой святыни с участием украинского президента Леонида Кучмы. Благодаря трудам правящего архиерея Лазаря, проблемы восстановления собора решались тогда на самом высоком государственном уровне. Начало реставрации положила семья и, в частности, супруга Кучмы.
Владимирский собор в древнем Херсонесе — это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя. Оно поражает своей величественностью, необыкновенной красотой и соразмерностью линий.
Именно с этого места хорошо и начинать паломничество в чудные святыни Севастополя.
Особенна история у храма Святого Луки в Симферополе. Тысячи паломников жаждут попасть в эту обитель с музеем святого хирурга, который полтора десятка лет своей жизни связал именно со Свято-Троицким собором, где и покоятся его мощи.
Троицкий собор под знаком святителя Архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (мирское имя — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) хранит масштабную, свою собственную историю и историю легендарного ученого, хирурга-практика, автора значительных философских трактатов, главный из которых — «Дух, душа и тело» о единстве науки и религии.
Поистине теплом веры окутан Топловский монастырь — самая интересная женская обитель в Крыму, который мы и посетили первым. Это настоящая жемчужина полуострова. Монастырь расположен на склоне горы, откуда открывается вид, от которого замирает душа.
Незадолго до присоединения Крыма к Российской империи у источника, где сейчас расположена обитель, был найден образ Святой Параскевы. В результате в 1863 г. и был заложен около купели Тополевский монастырь, игуменьей которого назначена Параскева (в миру Ольга Родимцева). Благодаря ее трудам Свято-Параскевиевский монастырь и святой источник, расположенные возле современного села Тополевка, стали почитаться как христианами, так и мусульманами. Кстати, крымскими татарами источник называется Чокрак-Саглык-су, что значит «источник живой здоровой воды». Местные татары хранят немало легенд, связанных с почитаемой ими святой Параскевой.
В ПЕЩЕРАХ ИНКЕРМАНИИ
Мужской монастырь, находящийся в Инкерманских пещерах, который носит имя святого Климента, старший по времени создания из Крымских пещерных монастырей. Основными помещениями Инкерманского монастыря являются пещеры, высеченные на западной стене монастырской скалы. Кстати, житие святого Климента мало знакомо верующим, а потому тем более этому хорошо бы посвятить и время, и духовные силы.
В 1931 году во всех храмах Инкерманского пещерного монастыря богослужение было прекращено, монастырь закрыт, а имущество передали объединению музеев Севастополя. Но даже после закрытия в монастыре остались несколько обитателей. В период Великой Отечественной войны в монастырских пещерах располагался штаб 25-й Чапаевской дивизии, входившей в Приморскую армию. В жаркие дни июня 1942 года воины дивизии сдерживали на Инкерманских высотах рвущегося в Севастополь врага.
Вот так и идут в неразрывной связи православие, сила русской армии и крепость государства.
Вместо выводов
Спасибо Крыму и севастопольцам за мужество и веру, за любовь и надежды, за то, что устояли, оставаясь с Россией, потому что Крым — это Россия, где кипит работа, и где во всем величии сияют православные золотые купола.
А. Визняк.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.