
БАМ сегодня переживает третье рождение. К 2027 году объем грузоперевозок должен достигнуть 180 миллионов тонн в год. Эстафету строителей 70-х годов сегодня подхватили студенческие отряды, воины-железнодорожники. В планах — новые тоннели, мосты, вторые пути и электрификация ключевых звеньев Восточного полигона БАМ. Полвека назад свой вклад в возведение Байкало-Амурской магистрали внесла и наша землячка — Нина Бабенкова из станицы Гиагинской. До сих пор она называет это самым значимым событием в своей жизни.
Родилась и жила Нина Бабенкова в посёлке Новом. Училась в СОШ № 7, затем трудилась в Доме культуры.
— Так получилось, что по окончании школы я не поступила в институт на физмат. Директор совхоза «Труд» Владимир Терехов предложил мне окончить двухгодичные курсы культработника. В ДК я проработала около 10 лет, — рассказывает собеседница.
Появилась своя семья, дети. Стало трудно совмещать работу в ДК и семейную жизнь, поэтому Нина Семёновна решила сменить профессию. Очередной поворот судьбы кардинально поменял сферу деятельности — отучилась на бухгалтера и стала трудиться в совхозе «Прогресс».
— На БАМе в это время находился мой муж. Он завершил службу и остался там работать. Позвал меня, я не отказалась.
Ей было 30 лет, когда она отправилась с юга в холодную Сибирь. Вместе с ней поехали двое сыновей — двенадцатилетний Саша и семилетний Ваня.
— Муж пообещал, что нам выделят квартиру. Когда я туда прибыла, моя первая мысль была: «Мама дорогая!» На берегу, вдоль речки, стояли одни воинские части. Нас разместили в обычном вагончике, — вспоминает Нина Бабенкова.
Новым домом для семьи стал город Зея в Амурской области. До него Нина Семёновна с детьми добиралась на поезде девять суток, проехав через весь Советский Союз.
— Поезд, который ехал на БАМ, следовал через Москву. Во время многочасовой остановки мне посчастливилось с детьми побывать в Александровском саду, на Красной площади, Мавзолее имени В.И. Ленина.
Семья приехала в Зею в начале сентября, а в октябре уже пришли суровые морозы. Свою вязаную шапочку Нина Семёновна сменила на шапку-ушанку, надела валенки и тёплый тулуп.
— Погоде я радовалась. Тяпка-то здесь не нужна, — смеётся Нина Семёновна. — На юге мы прямо из конторы шли в огород полоть помидоры, огурцы, свеклу.
Ваня и Саша обычно пропадали с другими мальчишками во дворе. Военные для ребят строили снежные горки.
— Интересно, что домой дети возвращались красными от мороза, но никогда не болели. Когда мы разговариваем о БАМе, они рассказывают такие вещи, о которых я и не знала. Например, что они в детстве ходили в тайгу. Мальчишками боялись говорить, я бы их отругала.
В Зее Нину Семёновну приняли на работу заместителем главного бухгалтера. Знания, опыт работы, волевой характер помогли на новом месте — в нарядах быстро появился порядок. Труд на главной стройке страны оставил много ярких воспоминаний.
— Я хорошо помню, как в 1985 году отмечали соединение двух ветвей железной дороги — западной и восточной. Это было как раз в городе Зея. Снабжение Дальнего Востока значительно улучшилось. У нас появились мясо, сгущёнка, дрова и всё необходимое.
Тёплые чувства оставили у Нины Семёновны люди, которые трудились рядом. Разные по национальности, они жили вместе, помогали друг другу и работали для достижения одной цели — завершить стройку века. Многие приезжали семьями за хорошей зарплатой и возможностью получить талон на машину. Бамовцы дружили целыми семьями, ходили друг к другу в гости и вместе отмечали праздники.

Семья Бабенковых прожила в Зее пять лет. Когда дети подросли и старшему сыну пришла пора выбирать профессию, они вернулись в Гиагинский район.
— Я побоялась его отправлять учиться в Тынду. Приехали сюда, он по направлению от военкомата выучился на водителя, служил в ВДВ. А так, мы бы, скорее всего, и не уехали оттуда. О БАМе у нас остались самые тёплые воспоминания, — говорит Нина Бабенкова.
До пенсии и после она продолжила работать бухгалтером. О стройке века Нине Семёновне напоминает медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», которую она с гордостью показывает своим гостям. Благодаря таким, как наша землячка, за десять бамовских лет на востоке страны возвели тысячи мостов, построили 200 станций, уложили более двух тысяч главных железнодорожных путей.
Дарья Ростовцева.
Фото автора, из личного архива Н.С. Бабенковой.
Отправить ответ