Они строили БАМ. Просто так медали не дают. 17.04.24 г. № 29.

БАМ сегодня переживает третье рождение. К 2027 году объем грузоперевозок должен достигнуть 180 миллио­нов тонн в год. Эстафету строителей 70-х годов сегодня подхватили студенческие отряды, воины-железнодорожники. В планах — новые тоннели, мосты, вторые пути и электрификация ключевых звеньев Восточного полигона БАМ. Полвека назад свой вклад в возведение Байкало-Амурской магистрали внес­ла и наша землячка — Нина Бабенкова из станицы Гиагинской. До сих пор она называет это самым значимым событием в своей жизни.

Родилась и жила Нина Бабенкова в посёлке Новом. Училась в СОШ № 7, затем трудилась в Доме культуры.

— Так получилось, что по окончании школы я не поступила в институт на физмат. Директор совхоза «Труд» Владимир Терехов предложил мне окончить двухгодичные курсы культработника. В ДК я проработала около 10 лет, — рассказывает собеседница.

Появилась своя семья, дети. Стало трудно совмещать работу в ДК и семейную жизнь, поэтому Нина Семёновна решила сменить профессию. Очередной поворот судьбы кардинально поменял сферу деятельности — отучилась на бухгалтера и стала трудиться в совхозе «Прогресс».

— На БАМе в это время находился мой муж. Он завершил службу и остался там работать. Позвал меня, я не отказалась.

Ей было 30 лет, когда она отправилась с юга в холодную Сибирь. Вместе с ней поехали двое сыновей — двенадцатилетний Саша и семилетний Ваня.

— Муж пообещал, что нам выделят квартиру. Когда я туда прибыла, моя первая мысль была: «Мама дорогая!» На берегу, вдоль речки, стояли одни воинские части. Нас разместили в обычном вагончике, — вспоминает Нина Бабенкова.

Новым домом для семьи стал город Зея в Амурской области. До него Нина Семёновна с детьми добиралась на поезде девять суток, проехав через весь Советский Союз.

— Поезд, который ехал на БАМ, следовал через Москву. Во время многочасовой остановки мне посчастливилось с детьми побывать в Александровском саду, на Красной площади, Мавзолее имени В.И. Ленина.

Семья приехала в Зею в начале сентября, а в октябре уже пришли суровые морозы. Свою вязаную шапочку Нина Семёновна сменила на шапку-ушанку, надела валенки и тёплый тулуп.

— Погоде я радовалась. Тяпка-то здесь не нужна, — смеётся Нина Семёновна. — На юге мы прямо из конторы шли в огород полоть помидоры, огурцы, свеклу.

Ваня и Саша обычно пропадали с другими мальчишками во дворе. Военные для ребят строи­ли снежные горки.

— Интересно, что домой дети возвращались красными от мороза, но никогда не болели. Когда мы разговариваем о БАМе, они рассказывают такие вещи, о которых я и не знала. Например, что они в детстве ходили в тайгу. Мальчишками боялись говорить, я бы их отругала.

В Зее Нину Семёновну приняли на работу заместителем главного бухгалтера. Знания, опыт работы, волевой характер помогли на новом месте — в нарядах быстро появился порядок. Труд на главной стройке страны оставил много ярких воспоминаний.

— Я хорошо помню, как в 1985 году отмечали соединение двух ветвей железной дороги — западной и восточной. Это было как раз в городе Зея. Снабжение Дальнего Востока значительно улучшилось. У нас появились мясо, сгущёнка, дрова и всё необходимое.

Тёплые чувства оставили у Нины Семёновны люди, которые трудились рядом. Разные по национальности, они жили вместе, помогали друг другу и работали для достижения одной цели — завершить стройку века. Многие приезжали семьями за хорошей зарплатой и возможностью получить талон на машину. Бамовцы дружили целыми семьями, ходили друг к другу в гости и вместе отмечали праздники.

Семья Бабенковых прожила в Зее пять лет. Когда дети подросли и старшему сыну пришла пора выбирать профессию, они вернулись в Гиагинский район.

— Я побоялась его отправлять учиться в Тынду. Приехали сюда, он по направлению от военкомата выучился на водителя, служил в ВДВ. А так, мы бы, скорее всего, и не уехали оттуда. О БАМе у нас остались самые тёплые воспоминания, — говорит Нина Бабенкова.

До пенсии и после она продолжила работать бухгалтером. О стройке века Нине Семёновне напоминает медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», которую она с гордостью показывает своим гостям. Благодаря таким, как наша землячка, за десять бамовских лет на востоке страны возвели тысячи мостов, построи­ли 200 станций, уложили более двух тысяч главных железнодорожных путей.

Дарья Ростовцева.
Фото автора, из личного архива Н.С. Бабенковой.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.