Дата. «Бро, не гони дичь!» 5.06.24 г. № 42

Завтра, 6 июня, отмечается Международный день русского языка. Или Пушкинский день, поскольку именно в этот день родился великий поэт. Александр Серге­евич считается основоположником современного русского литературного языка, именно он в своём творчестве примирил высокий книжный стиль и разговорную речь, церковнославянизмы и простые понятные слова.

Творчество «Солнца русской поэзии» изучено вдоль и поперёк. Исследователи выяснили, что Пушкин использовал около 22 тысяч слов. А сколько слов знает современный школьник? Здесь мнения расходятся. Язык постоянно меняется, в нашей речи появляются заимствования из иностранных языков, какие-то понятия навсегда уходят в прошлое, возникают обозначения новых явлений. Особенно богат на появление новых слов молодёжный сленг.

Этому явлению посвятил свой исследовательский проект десятиклассник СОШ № 1 им. А.Г. Сапрунова Ислам Азимов. Он защитил проект на научно-практической конференции, которая прошла недавно в школе. Под руководством учителя русского языка и литературы Ларисы Рябцевой школьник изучал явление сленга в среде своих товарищей.

Среди причин употребления сленга подростками Ислам выделил четыре. Это стремление сделать речь более краткой и выразительной, желание выделиться и стать непохожим на окружающих, выразить принадлежность к определённой социальной среде, а также способ прикрыть собственную безграмотность и скудность языка.

— Можно сделать вывод, что основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников. Обучающиеся употреб­ляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и поэтому свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов, — отметил школьник.

В своей работе он приводит примеры таких жаргонизмов: «балдёж» — веселье, отдых, «бро» — товарищ, «валяй» — говори, «видос» — видеоролик, «гнать» — врать, «дичь» — глупость, пустая информация, «жесть» — жестокое, шокирую­щее явление, «забить» — перестать заниматься чем-либо, «заморачиваться» — беспокоиться, «зацепило, зашло» — понравилось.

Ислам провёл анкетирование среди учеников школы 8-10 классов и выяснил, что больше половины опрошенных, 58%, используют в своей речи молодёжный сленг. Ещё 38% ответили «Редко», а ответ «Никогда» прозвучал только у 4% опрошенных.

— На вопрос: «Почему вы разговариваете на сленге?» 2% из опрошенных ответили, что хотят, чтобы их понимали; 20% — что это экономит их время при общении. 34% респондентов отметили, что это помогает выразить эмоции и чувства, ещё 34% — что это вошло в привычку; 8% — все друзья так говорят; 2% — желание быть современным. Никто из опрошенных не ответил, что «это модно, хочу выглядеть крутым», — рассказал исследователь.

По его словам, чем старше становятся молодые люди, тем осознаннее относятся к своей речи. Они считают, что можно обойтись без жаргонизмов и сленговых выражений и стараются лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.

— Существует немало художественных средств языковой выразительности, позволяющих разнообразить нашу речь, сделать ее интересной и яркой. Куда интереснее услышать в речи красочные эпитеты, метафоры, сравнения, нежели порой грубые и зачастую совершенно непонятные жаргоны. Берегите родной язык, сохраняйте его самобытность, ведь, как говорил М.А. Шолохов: «Величайшее богатство народа — его язык», — подчеркнул Ислам Азимов.

Алёна Викторова.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.