
Завтра, 6 июня, отмечается Международный день русского языка. Или Пушкинский день, поскольку именно в этот день родился великий поэт. Александр Сергеевич считается основоположником современного русского литературного языка, именно он в своём творчестве примирил высокий книжный стиль и разговорную речь, церковнославянизмы и простые понятные слова.
Творчество «Солнца русской поэзии» изучено вдоль и поперёк. Исследователи выяснили, что Пушкин использовал около 22 тысяч слов. А сколько слов знает современный школьник? Здесь мнения расходятся. Язык постоянно меняется, в нашей речи появляются заимствования из иностранных языков, какие-то понятия навсегда уходят в прошлое, возникают обозначения новых явлений. Особенно богат на появление новых слов молодёжный сленг.
Этому явлению посвятил свой исследовательский проект десятиклассник СОШ № 1 им. А.Г. Сапрунова Ислам Азимов. Он защитил проект на научно-практической конференции, которая прошла недавно в школе. Под руководством учителя русского языка и литературы Ларисы Рябцевой школьник изучал явление сленга в среде своих товарищей.
Среди причин употребления сленга подростками Ислам выделил четыре. Это стремление сделать речь более краткой и выразительной, желание выделиться и стать непохожим на окружающих, выразить принадлежность к определённой социальной среде, а также способ прикрыть собственную безграмотность и скудность языка.
— Можно сделать вывод, что основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников. Обучающиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и поэтому свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов, — отметил школьник.
В своей работе он приводит примеры таких жаргонизмов: «балдёж» — веселье, отдых, «бро» — товарищ, «валяй» — говори, «видос» — видеоролик, «гнать» — врать, «дичь» — глупость, пустая информация, «жесть» — жестокое, шокирующее явление, «забить» — перестать заниматься чем-либо, «заморачиваться» — беспокоиться, «зацепило, зашло» — понравилось.
Ислам провёл анкетирование среди учеников школы 8-10 классов и выяснил, что больше половины опрошенных, 58%, используют в своей речи молодёжный сленг. Ещё 38% ответили «Редко», а ответ «Никогда» прозвучал только у 4% опрошенных.
— На вопрос: «Почему вы разговариваете на сленге?» 2% из опрошенных ответили, что хотят, чтобы их понимали; 20% — что это экономит их время при общении. 34% респондентов отметили, что это помогает выразить эмоции и чувства, ещё 34% — что это вошло в привычку; 8% — все друзья так говорят; 2% — желание быть современным. Никто из опрошенных не ответил, что «это модно, хочу выглядеть крутым», — рассказал исследователь.
По его словам, чем старше становятся молодые люди, тем осознаннее относятся к своей речи. Они считают, что можно обойтись без жаргонизмов и сленговых выражений и стараются лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.
— Существует немало художественных средств языковой выразительности, позволяющих разнообразить нашу речь, сделать ее интересной и яркой. Куда интереснее услышать в речи красочные эпитеты, метафоры, сравнения, нежели порой грубые и зачастую совершенно непонятные жаргоны. Берегите родной язык, сохраняйте его самобытность, ведь, как говорил М.А. Шолохов: «Величайшее богатство народа — его язык», — подчеркнул Ислам Азимов.
Алёна Викторова.
Отправить ответ