
Наш земляк Владимир Савинов стал одним из тех, кто внёс свой вклад в создание Байкало-Амурской магистрали — одной из крупнейших железнодорожных линий в мире. В семидесятых-восьмидесятых годах на грандиозной стройке в непростых условиях работали более двух миллионов людей — комсомольцы, военнослужащие, инженеры, разнорабочие.
Владимир Савинов попал на БАМ в 18-летнем возрасте, будучи солдатом железнодорожных войск. Годы службы как раз пришлись на бурное строительство магистрали — 1975-1977. В это время начались активные работы, выполняемые силами комсомольской молодёжи и частями железнодорожных войск СССР.
— Добирались мы на поезде 11 суток. Помню, многие солдаты приехали в Сибирь в лёгкой обуви, в 40-градусный мороз. Наверное, думали, что в октябре у них также тепло, как у нас на юге. Ноги сковало насмерть за несколько минут! Солдат отогревали как могли: в бане, в Доме культуры, — вспоминает о первых днях на великой стройке Владимир Михайлович.
Внимательные читатели помнят историю Владимира Василенко — нашего земляка, который тоже проходил срочную службу в ЖДВ. На БАМе станичники служили вместе. Служба была непростой: тяжёлый физический труд, суровая погода, однообразное питание — такие вспоминания остались у них. Не радовало и денежное довольствие, которое не превышало четырёх рублей.
— Мы назывались «Бесплатный стройбат», — смеётся Владимир Савинов. — Полтора месяца работали на Зейском водохранилище — грузили щебёнку на немецком грузовом автомобиле «Магирус». Жили в это время в палатках. А климат, сами понимаете, не тропики.
Сибирь закалила характер. Там по-новому раскрывались качества человека: мужество, выдержка, трудолюбие. Дружба, зародившаяся на БАМе, становилась крепче гранита. Здесь бок о бок трудились люди из всех уголков огромной страны: казахи, узбеки, литовцы — всех не перечесть.
— Любили ходить в тайгу за грибами. Собирали их, а потом жарили с картошкой в солдатском котелке. Этот вкус на всю жизнь запомнил. Из развлечений мы могли себе позволить поход в кино в местный Дом культуры. Некоторые солдаты проводили досуг за игрой в настольные игры, — рассказывает Владимир Михайлович.
Владимиру Савинову, как и многим молодым и перспективным людям, предлагали остаться на Байкало-Амурской магистрали, чтобы продолжить легендарную стройку, но тяга к родным местам оказалась сильнее.
— Предлагали хорошую зарплату, квартиру или машину, если отработаешь там три года. Приглашали на строительство объектов для проведения Олимпиады-80, но я побоялся ехать, — откровенничает наш земляк.
После прохождения воинской службы Владимир Михайлович вернулся домой, в родную станицу Гиагинскую. Здесь он до самой пенсии работал водителем.
— На самом деле о службе на БАМе вспоминаю редко. Десять тысяч километров от дома, холодный климат — приятного мало. Но опыт, который был там получен, очень помог в жизни, — рассуждает Савинов.
Благодаря усилиям тружеников Байкало-Амурская магистраль соединила европейскую и азиатскую части нашей страны, что дало новый импульс в социально-экономическом развитии общества. Но ещё БАМ стал символом мужества и дружбы народов России.
Дарья Ростовцева.
Фото из личного архива Владимира Савинова.
Отправить ответ