Духовность. Путешествие… в любовь 3.08.24 г. № 59

Храм «Спорительница хлебов»

Эта статья — не о любви к родителям, к женщине или к Родине, как могло бы показаться из-за заголовка. Она — о всеобъемлющей любви к ближнему и Богу, и способности ради этой любви свернуть горы. А ещё о том, что вместе сладится любое дело, даже если оно кажется неподъёмным.

Воинская часть на окраине Майкопа, со стороны посёлка Тульского. Шлагбаум, КПП, строевой плац и… церковные кресты в голубом небе. Более десяти лет здесь строится храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» трудами протоиерея Игоря Бобрикова и многих его помощников. Игорь Борисович — настоятель храма Животворящего Креста Господня в хуторе Карцеве Гиагинского района, который точно так же был построен всем миром. Приход принял решение: всё, что соберётся в храме, направлять на строитель­ство «Спорительницы хлебов». И с тех пор никто в храме не получает никакого денежного или прочего довольствия.

По приглашению отца Игоря «Красное знамя» побывало в новом храме, чтобы своими глазами увидеть завершающие штрихи. Здесь уже практически всё готово к проведению богослужения.
— «Спорительница хлебов» — это армейский храм. А армия — статья особая, наша защитница, наша любовь и наша боль. Это она сегодня противостоит нацизму и реально воюет против него. Воины этой части сейчас на фронте. На фронте, который ведёт и духовную борьбу. Самую тяжёлую и опасную, — говорит отец Игорь.

Строительство началось в 2013 году. Об этом гласит надпись на памятном камне, что установлен около южного входа в храм. Постепенно, год за годом, поднимались ввысь стены, появилась крыша, начались отделочные работы. Как же храм выглядит теперь? Вот как рассказывает об этом протоиерей Игорь Бобриков:

«Южный вход. Первое касание — это труды Игоря Владимировича, главы «Теплосетей». Арка, площадка — его работа. Тут же колокола, трудами Родиона. Его подарок, его любовь к армии, храму, Богу. Первые ступеньки — как долго вырезались, выкраивались, подгонялись по месту. Сколько заинтересованных глаз, сколько советов. Вторые, третьи, четвёртые, как сами получались, всё лучше и лучше.

А потом тротуарная плитка на входы. Это вклад давнего товарища — Мамеда. Теперь его сыновья выпускают такую продукцию. Но кто будет класть? Конечно, старший прапорщик Андрей Аваков, старший сержант Михаил Плетнёв с помощниками своего взвода.

Главный вход в храм

Есть громадная разница, как выполнена работа: за деньги или с любовью. Да, мастер есть мастер, но любовь — выше. И каждая плиточка красуется и поёт.

А с каким интересом и великой любовью создавали винтовую лестницу! О её изготовлении писать романы и пове­сти. Сколь искр летело от столкновения умов, сколь необычно складывалось из мелких элементов. Медленно, тужась и сопротивляясь, росла, от ступеньки к ступеньке. Что стоили наклонные перила, как ломали головы над выкручиванием квад­ратной трубы! Это на заводе всё просто, а голыми руками? И ведь сотворили. Десяток рук и сердец потрудились, делая это чудо. Нет, не за заработок — в интерес.

Входим в храм. Высоченный свод обшит сосной, она светится золотом. И на самом верху световые фонари-окна. В верхнем ярусе окон — лики апостолов, через которые вливается свет. В нижнем ярусе окон — наши русские князья. Они смот­рят на своих потомков строгими лицами, как бы требуя не­укоснительно беречь Веру и Отечество.

Иконостас. Воздушные Царские врата. Это Александр, кузнец-художник-сварщик. Окрасил Владимир Безухов, подбирая цвета, оттенки. Долго «созревал» и сделал. Дьяконские врата «тяжелее», там строгие лики Архангелов. Сам иконостас составлен из больших икон Спасителя и Матери Божией, икон наших высокопочитаемых святых: Александр Невский, Фео­дор Ушаков, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий (небесный покровитель частей МТО), Иоанн Кронштадский, Серафим Саровский, Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунский.

Как бы непривычная нижняя часть иконостаса, но это армейский храм. И все лики, это, если по Уставу, местнопочитаемые святые. И для визуального познания русской истории церкви весьма полезно.

Войдём в алтарь. Справа, с южной стороны — пономарка. Металлический стол, электрическая плитка для разогрева угля, роскошное «греческое» кадило — подарок протодиакона Виктора из Троицкого собора Майкопа. Далее горнее место, чуть утопленное к востоку, архиерейское кресло, иконы Воскресения и Вознесения. Скромно, возвышенно, уютно.

Жертвенник. Под аркой, как и горнее место. Просторно, всему хватает места.

Слева, как и с юга, небольшое помещение под аркой, где висят облачения для служащих.
Внутренняя стена иконостаса. Иконы святых, как и на лицевой стороне. У Царских врат слева — Илия пророк на огненной колеснице забирается Богом на небеса. А справа — пшеничное поле. И слова Господа к ученикам о том, как побелели нивы и готовы к жатве.

Иконостас

На полу ковровое покрытие, стены алтаря обшиты лиственницей, что отстрогал с любовью и знанием дела Ваня Сосновский.

Зал выстелен плиткой, под которой система «тёплый пол». Зимы показали, что в любую погоду в храме тепло.

Обходим храм. С самого верха, от крестов, большой труд Сергея, мастера парашютного спорта и мастера работ по металлу, душевного человека. Надо было видеть, с каким тщанием он всё это творил. Вымерял, оттачивал, сваривал. Настаивал на красоте, на мельчайших деталях.

С такой же любовью творил и верхнюю «беседку» Андрей Тугулуков. Это совсем не просто, как показалось бы. Сварщик Саша признавался: «Варю, а руки трясутся». С чего бы? Ведь куда более сложные работы делаем. Ан, за сердце берёт».

Игорь Бобриков, Андрей Аваков, Константин Митогуз, Владимир Безухов (слева направо)

Вот так красочно и с любовью описывает храм отец Игорь. Ни убавить, ни прибавить. В помощниках — заместитель командира войсковой части по военно-политической работе Константин Митогуз, старший прапорщик Андрей Аваков, алтарник Владимир Безухов.

В процессе строитель­ства хватало препятствий. Долго не могли доделать наружную облицовку стен кирпичом. Каменщики приходили и уходили, дело застопорилось на половине. Тогда приняли решение: научить своих.

— Пришлось освоить профессию каменщика, весь второй этаж закрыли кирпичом. Плитку по цоколю я с напарником делал, алтарь собирал, дерево прикручивал, иконы вставлял. Крышу собирал с ребятами — каркас стоял внизу, мы его обшили вагонкой и утеплили. Поднимали готовую крышу краном, было это 31 декабря. Начали в 10 утра и около 15 часов поставили на место, — рассказывает Ан­дрей Аваков. Он — военнослужащий этой части, и помочь в богоугодном деле посчитал своим долгом. Сначала вместе со своим взводом были на подхвате, а затем, когда ушли наёмные бригады, взялись за дело.

— Далеко не всех мы упомянули. Ибо храм притянул к себе множество людей. Кто кирпичик, кто асфальт вокруг храма, кто сшил завесу, кто всё это смонтировал и поставил в рабочее состояние. За эти годы вся воинская часть воцерковилась. И строитель­ство каждый воспринимает, как своё личное дело. И, приходя на службу, большинство крестится, — рассказывает Игорь Бобриков.

Возведение храма продолжалось и в годы пандемии, и во время проведения специальной военной операции. Наоборот, по словам сподвижников, активные работы начались именно в последний год. Множество людей оказались объединены общим делом, по кирпичику внося свою лепту в создание новой святыни.

Совсем близко тот момент, когда из старого помещения в учебном корпусе Божественная литургия перейдёт в новый храм, что стоит в центре воинской части, в самом главном её месте. В планах решение вопроса, чтобы на службу могли прийти и гражданские — семьи военнослужащих, люди, живущие рядом. Здесь, в просторном светлом храме, места хватит всем.

Алёна Мачульская.
Фото автора.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.