
Конец лета для заботливых родителей будущих первоклассников — очень напряжённое время. С одной стороны, радость за своего малыша — теперь он — ученик, а с другой — тревога: как помочь ребёнку адаптироваться к школе? Педагог-психолог СОШ № 9 станицы Дондуковской Наталья Илькевич рассказала читателям «КЗ» о том, как снизить психологическую нагрузку на будущих школьников и с радостью встретить первый звонок.
В силах родителей создать в семье такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Важно определить отношение ребёнка с помощью простых вопросов: «Хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что хорошего, интересного там будет? С кем лучше учиться — в школе с учительницей и детьми или дома с мамой? Что делает учитель в школе?».
Чтобы сформировать у будущего первоклассника позитивное настроение, родителям необходимо чаще делиться с ним воспоминаниями о счастливых мгновениях своей школьной жизни, например, можно вместе посмотреть фотоальбом.
Как правило, дети дошкольного возраста не знают полные имена — своё и родителей. Удостоверьтесь, что ваш ребёнок владеет этой информацией, выучил номер телефона мамы или папы и домашний адрес, может нарисовать путь домой.
Успехи ребёнка во многом зависят от того, как он умеет организовывать своё рабочее место. Пусть у него будет отдельный рабочий стол, свои ручки, карандаши, ножницы — личная собственность школьника!
Некоторые дети испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Помогите ребёнку подружиться. Организуйте игру на площадке и тоже примите в ней участие. Предложите малышу самому пригласить к себе на день рождения друзей, составьте программу совместных игр. Так вы покажете, что ребёнок может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.
Если в игре ваш малыш потерпел поражение, научите его правильно реагировать на неудачи, помогите справиться с разочарованием, приободряя надеждой. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
Постарайтесь исключить из общения в семье приказы и команды, превратите их в вежливые просьбы, ведь ребёнок стремится подражать родителям во всём. Хорошие манеры ребёнка — зеркало семейных отношений.
Приучайте своё дитя к самостоятельности. Предложите ему сделать заказ в кафе для себя, а впоследствии и для всей семьи. Пусть он попробует спросить, где находится туалет, или займёт очередь. Ребёнок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с дошкольником. Если вы готовите обед, познакомьте его с основными мерами объёма и массы. В продуктовом универмаге попросите положить в корзину продукты. Обращайте внимание на слова-надписи, которые окружают нас повсюду, объясняйте их значение. Можно посчитать шаги, деревья, проезжающие машины. Это развивает внимание и активное слушание.
Полезно обращать внимание ребёнка на цветы, красивые деревья. Найдите самое высокое и самое низкое дерево. Наблюдайте за погодой, очертаниями облаков, за ростом котёнка в доме. Учите его чувствовать и удивляться, поощряйте любознательность.
Не следует наказывать первоклассника за отсутствие успехов в обучении, ведь он ещё ничему не научился. Наказать можно за непослушание, но не трудом или лишением прогулки и игры. Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером. Вселяйте в ребёнка уверенность в своих силах, подбадривайте его и подскажите, как лучше сделать задание.
Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда родителям не придётся думать о наказании. Важно не скупиться на ласковые слова, объятия, поцелуи. Всё это нужно и вам, и ребёнку.
Самое главное — это воспитание у ребёнка позитивного и радостного отношения к жизни в целом, и к ежедневной школьной деятельности в частности. Тогда учёба начнет приносить радость и удовольствие.
Наталья Илькевич.
Педагог-психолог СОШ № 9.
Отправить ответ