
Кочующие города на колёсах, стопоходящая платформа для перемещения массивных грузов, поднимающий модуль — для многих эти слова покажутся непонятными, но не для учеников школы № 4. В кружке робототехники они занимаются разработками будущего. Занятия проходят под руководством учителя физики Ирины Викленко.
Кружок робототехники действует на базе школы уже три года. Здесь есть восемь комплектов «Лего» и три электронных конструктора «Ардуино». Открылся кружок благодаря Центру образования «Точка роста». Каждую субботу ребята приходят на занятия, где воплощают свои идеи.
Достижения
Школьники наперебой рассказывают, какие интересные модели они делают: огромная робот-черепаха, колесо обозрения, робот-пылесос. Робота под названием «Меркурий» конструировало не одно поколение ребят. Это модульный робот со сменными руками, который может применяться на заводах, при строительстве и даже в военных целях. Создали его классы, которые уже выпустились, а нынешние ученики модифицировали: изменили ходовую часть, укрепили плечи, заменили манипуляторы и установили датчики. «Меркурия» не раз представляли на различных выставках.
Свои умения ученики демонстрируют и на олимпиадах. Так, в прошлом году Кирилл Рыбкин стал участником Всероссийского этапа по технологии. Олимпиада проходила на базе Российского университета дружбы народов в Москве. Кирилл представил кочующую машину, которая преодолевает препятствия за счёт смещения центра масс. Такой робот может без труда осваивать труднопроходимые районы со сложным климатом. Например, богатые ресурсами дальневосточные и приарктические зоны, территории Арктики.
— В Москве мы посмотрели разработки других ребят, сравнили свои возможности. Кирилл общался со сверстниками. Узнали, насколько этому уделяет внимание государство, и какое место занимает в развитии робототехники Адыгея, — отметила Ирина Викленко.
Ученик добавил, что республика достойно себя показала на олимпиаде, однако есть к чему стремиться. В частности, материальная база пока уступает столичным школам.
Урок первый
Все ученики начинают своё первое занятие с конструирования башни. Работу выполняют с помощью инструкции из учебника. В книге шаг за шагом описано, как следует собирать конструкцию, поэтому особых сложностей задание не вызывает. Юные изобретатели знакомятся с видами деталей, учатся аккуратно собирать модели, а также осваивают программное обеспечение. Благодаря программированию робота можно автоматизировать: задать траекторию движения, манипуляции объектами, чтобы он умел захватывать предметы, настроить датчики (камеры, ультразвуковые) и многое другое.
У каждого ученика в группе своя роль. Альберт Саакян придумал, как сортировать детали, в его зоне ответственности — порядок конструкторов. Марат Исаакян и Кирилл Рыбкин выступают наставниками для ребят, которые только начали делать первые шаги в робототехнике. В день визита корреспондента они помогали пятикласснице Анастасии Недопёкиной конструировать автоматизированную кормушку: у неё возникли трудности с составлением программы. С помощью ребят к концу занятия школьница завершила задание.
В кружке робототехники занимаются ученики разных возрастов, есть ребята и из других школ. Кирилл Терещенко учится в школе № 3. На праздновании Дня района он увидел выставку роботов и загорелся мечтой научиться их конструировать. Стал посещать кружок в школе № 4. Сейчас у Кирилла в планах сделать вездеходный автомобиль.
«Ардуино»
Кроме «Лего», в кружке есть три набора электронных конструкторов. Сборка выполняется на плате с помощью пайки, соединительных проводов. «Ардуино» — так называется этот конструктор — позволяет развивать программирование, электронику, навык пайки. Ребята отметили гибкость такого вида конструктора. С ним можно сделать всё, на что способна фантазия! Но и уровень подготовки должен быть высоким. Многие приступали к конструированию на «Ардуино», но оставляли, потому что не были готовы.
— Однако программа урока физики позволяет заниматься на электронном конструкторе с 9 класса. Если бы у нас было достаточно ресурсов, я бы проводила лабораторные работы с конструкторами. И это правильно. Современные дети должны мыслить именно так, — считает Ирина Анатольевна.
Стоимость одного такого набора, состоящего из платы, светодиодов, резисторов, системы управления, насосов, двигателей, различных датчиков — сто тысяч рублей. Школа получила их в рамках создания Центров образования «Точка роста».
— Очень важно, чтобы в школе ребята к этому хотя бы чуть-чуть прикоснулись. С каждым днём наша жизнь автоматизируется сильнее. Навык, который они получат здесь, в кружке робототехники, останется востребованным и в вузе, и в жизни, — добавила Ирина Анатольевна.
У ребят много новых идей, которыми они с радостью делятся друг с другом. Кто знает, может, сейчас здесь учится будущий создатель технологии, которая изменит нашу жизнь?
Дарья Ростовцева.
Фото автора.
Отправить ответ