Живая история. Святой родник души моей 22.03.25 г. № 21

В начале жизненного пути у каждого из нас есть свой родной уголок, своя малая родина. Так случилось, что у меня есть две малых родины. Моя мама по национальности украинка, а отец — сын адыгского народа. Судьба свела их в казачьей станице. Культура и традиции двух народов сплелись в единое целое в моей семье. Я хочу рассказать о месте, где родился мой отец.

В солнечной Адыгее есть аул Блечепсин, который известен далеко за своими пределами благодаря живительному источнику чистой воды. История возникновения аула уходит корнями вглубь веков. «Блаще-Псынэ» в переводе с черкесского — кленовый колодец.

Предание гласит, что в начале XIX века непокорённые жители Кабарды во время Кавказской войны переселялись на левобережье реки Лабы. Однажды путники решили заночевать около большого клёна. В какой-то момент начался ливень с грозой. В дерево ударила молния, и её сила была столь велика, что разделила клён на две части. Про­снувшись утром, люди увидели, что у корней дерева стал бить ключ прозрачной воды. Переселенцы решили остаться в этом месте, посчитав произошедшее божественным провидением. Здесь и был основан аул. Новый населённый пункт получил название Блечепсин, что означает «Кленовый родник». Спустя год на этом месте выросли два красивых клёна, что только усилило веру людей в святость этого места. Жители были твёрдо уверены, что это место им открыл Ильяс-пророк через «Шыблэ», то есть гром.

Танец у родника

С тех пор это место у аульчан считается святым. Родниковая вода прозрачная и вкусная. Как говорят местные жители, она обладает целебными свойствами. Когда я бываю в ауле, всегда приезжаю к роднику, чтобы испить живительной влаги. И ощущаю, что моя душа наполняется положительной энергией. Чем старше я становлюсь, тем крепче узы, соединяющие меня с этим местом. А поднявшись на вершину горы, можно увидеть и аул, и протекающую здесь речушку под названием Чехрак. Любое значительное событие в жизни аульчан, будь то республиканский праздник, свадьба молодых, день рождения не проходит без посещения живого родника, где молодые люди с воодушевлением исполняют народные танцы на глазах у множества зрителей. У нас говорят: «Бесконечно можно смотреть на то, как горит огонь, как течёт вода и как танцуют адыги».

На камне у источника высечено четверостишие известного адыгского поэта и писателя Исхака Машбаша:

Спроси о нас у солнца и зари.
А лучше сам однажды посмотри —
Чем сто раз слышать, лучше раз взглянуть.
Ты приезжай и добрым гостем будь. 

Аульчане гордятся кленовым колодцем и следят за порядком у родника.

Официальной датой основания аула считают 1868 год, это подтверждают архивные документы. Старожил Блечепсина Кошев Умар рассказывал, что его дед поселился на этом месте самым первым, и было их всего несколько семей. А потом прибыли князья со своими подданными. К югу от центра аула, где жили Кошевы, поселился Кандауров, к северо-востоку от них — Думанов, а к северо-западу — Дерев.

В Блечепсине есть исторические памятники и достопримечательности. В центре аула мемориальный памятник землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны, и 16 воинам, павшим в боях с фашистскими оккупантами в этих местах; монумент Герою Советского Союза Кошеву Алию. Привлекают внимание архитектурные памятники — здание мечети, построенное на средства жителей, Дом культуры. В окрестностях аула имеются интересные места: Бжъэпэжъ — «Старый пригорок», холм правильной округлой формы. Лес Къоук1мэз — в переводе с черкесского — «Лес, где убивают кабанов». По рассказам старожилов Блечепсина, лес когда-то был дремучим и в нём водилось множество диких кабанов. Это место находится на окраине аула и охраняется государством.

Плечом к плечу

Немало известных людей родилось в ауле Блечепсин. В трудные годы испытаний сыны и дочери адыгской земли вставали на защиту Отчизны. В годы Великой Отечественной войны более 500 жителей аула Блечепсин ушли на фронт. Они проявляли свои лучшие качества: доблесть, мужество и храбрость. Их ратные подвиги были отмечены высокими государственными наградами.

Среди первых — Герой Советского Союза Кошев Алий Юсуфович. Его имя носит аульская школа. Она образована в 1913 году как медресе. В советские годы была преобразована в светскую школу, сначала — семилетнюю, а с 1955 года — в среднюю общеобразовательную. Из её стен вышло много достойных людей. Это доктор педагогических наук, профессор Ибрагим Шоров, посвятивший жизнь развитию этнопедагогики; профессор, кандидат филологических наук Магомет Кунижев; заслуженый деятель культуры РФ, создатель ансамбля «Нальмэс» Амербий Кулов; известный композитор Рамазан Сиюхов; заслуженный врач Адыгеи, кандидат медицинских наук Махмуд Болоков и многие другие.

Годы и судьбы

Среди известных родов аула и мой род Дыбаговых. В годы Великой Отечественной войны он тоже защищал Родину от немецко-фашистских захватчиков. Из восьми родных братьев Дыбаговых семеро стали воинами. Вернулись живыми только двое, а пятеро сложили свои головы на полях брани и в тылу во время фашистской оккупации.

Восьмой брат, мой дедушка Юсуф Дыбагов из-за болезни лёгких не воевал. Всю жизнь он работал в колхозе. А односельчане его запомнили как человека, наделённого природным умом и чувством юмора. Он читал на арабском языке священные для мусульман книги Коран и Китаб, знал много весёлых историй.

Много лет спустя старейшина рода Ким Масхудович Дыбагов — сын одного из погибших братьев собрал большой материал о своей семье. Он ездил по местам жестоких сражений. Ким Дыбагов привёз горсти земли с братских могил, где похоронены его отец и дяди, и на аульском кладбище возвёл памятник в форме штыка, который воткнут лезвием в землю. Дыбаговы против войны!

Ким Масхудович издал книгу «Род Дыбаговых: годы и судьбы». В ней увековечена память рода, имеющего кабардинские корни. «Дыбаго» в переводе означает «богатею». Это одна большая семья, имеющая свой родовой знак — тамгу. В прошлом, когда не было письменности, он играл роль фамильного герба и был семейной печатью, как у многих черкесских родов. Каждый год, летом, представители рода собираются в ауле у кленового колодца.

Течёт чистая вода родника, течёт и меняется жизнь жителей Блечепсина. Но остаются неизменными традиции народа: любовь к Отчизне, почитание старших, забота о детях и широкой души гостеприимство. Силы жить и любить нам дарует родник. Если будете в наших краях, обязательно зачерпните живой воды из него — будет вам счастье и здравие.

Светлана Божко (Дыбагова).
Фото автора и из семейного архива.

2 Комментарии

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.