
Ваш ребенок пошел в школу. Радость! Волнение! Но к концу первой же недели эмоции блекнут. Трудно просыпаться утром, завтракать не хочется, в школе надо делать все быстро, сидеть прямо, тихо и долго. Все время учителя и родители твердят, что надо учиться, надо сосредотачиваться… И ведь действительно, для ребенка испытание учебой — дело трудное. Впрочем, дети у нас разные как по возрасту, так и по эмоциональному складу, а значит, во всем должен быть индивидуальный подход. Хотя, наверное, есть основные принципы организации, к примеру, питания, режима учебы и отдыха.
Мы попросили районного педиатра ГБУЗ РА «Гиагинская ЦРБ» У. Г. ВИКЛЕНКО помочь нам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам, понять, что в этом процессе главное, а что не требует особых переживаний. Ведь речь идет о здоровье детей, на которое в период учебы возрастают нагрузки.
— Ульяна Геннадьевна, у наших детей изменился образ жизни, строже стал режим, а для неокрепшего организма любые изменения вызывают стресс, угрозу для здоровья. К примеру, мою внучку утром трудно заставить есть. Не хочется. Не привыкла рано браться за ложку.
— Действительно, особое внимание необходимо обратить на питание первоклассников. Если ребенок задействован в школе полный учебный день, то он обязательно должен завтракать. Завтрак должен составлять четверть дневного объема пищи. Корректировки требует известная сентенция «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу». В идеале питание должно быть пятикратным: завтрак, легкий перекус, полноценный обед из двух блюд, полдник и ужин за два-три часа до сна.
— Не все родители определились в выборе — дать ребенку обед с собой из дома или положиться на школьную столовую?
— Во всех без исключения школах района организовано горячее питание. И я всегда призываю родителей к тому, чтобы их дети питались в школе. Конечно, общественное питание не всех может устраивать, но у нас в образовательных учреждениях стараются кормить детей вкусно и полезно. А если возникают какие-то вопросы, то администрация школы и родительский комитет имеют полное право получать информацию о рационе, регулировать организацию питания и контролировать качество пищи. Претензия «мой ребенок ЭТО не ест» тоже может регулироваться комбинированием блюд. В любом случае, кормить ребенка необходимо. И лучше это делать в школе, чем давать деньги на сухари и чипсы. Приемлем и вариант с ланчбоксами: бутерброд, овощи, сок, йогурт… Только надо исключить газированные и окрашенные напитки, квас. Не стоит в бутерброд класть колбасу, лучше небольшой кусочек отварного мяса.
— Посоветуйте, как лучше организовать режим школьника, чтобы и нам, родителям, не тратить нервы, и ребенку успевать справляться с нагрузками.
— Нервничать не надо! Составляя режим дня школьника, необходимо учитывать его возрастные особенности, в первую очередь, — нервной системы. Ведь простая нагрузка для учеников среднего и старшего возраста окажется непосильной для школьников младших классов. Основная деятельность детей школьного возраста — учеба. Подготовка домашних заданий занимает у младших школьников от полутора до двух часов, ученики средних классов тратят на это от двух до трех часов, а старшим школьникам необходимо три-четыре часа.
Не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы. Перерыв между школьными и домашними занятиями должен составлять не меньше двух с половиной часов, причем большая часть времени должна отводиться на прогулки и игры на воздухе. Учащиеся первой смены подготовку домашних заданий должны начинать не ранее, чем в 16-17 часов. А режим дня школьника второй смены предусматривает начало выполнения домашних заданий с 8-8.30 утра. После их выполнения — прогулка на воздухе. Выполняя задания дома, желательно делать десятиминутный перерыв через каждых 40-45 минут и проветривать комнату. Для выполнения домашних заданий школьнику должны быть созданы условия со спокойной обстановкой.
Посещение спортивных секций, внеклассных кружков или развивающих центров полезно для развития ребенка, для формирования личности. Таким образом, ребенок не только развивается, но и учится общению в коллективе, адаптируется к новым условиям. Дополнительные занятия спортом развивают в ребенке выносливость, силу, ловкость, способствуют укреплению мышц и скелета. Занятия в творческих и художественных кружках благотворно сказываются на эстетическом развитии ребенка, развитии полезных навыков и умений.
Обучающие и развивающие кружки способствуют всестороннему развитию ребенка. Школьникам начальных классов можно посещать 2-3 кружка или секции, с учетом того, что занятия по каждому из них проводятся 2 раза в неделю (т.е. 2-3 секции по 2 занятия в неделю — 4-6 занятий в неделю). При нарушении режима могут возникать проблемы со здоровьем. Страдает нервная система, органы зрения, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная система. Поэтому с первого класса надо следить за соблюдением режима учебы и питания. Необходимо проследить за тем, чтобы и домашний режим, и школьное расписание позволяли бы самые трудные уроки проводить в первой половине дня.
— Ульяна Геннадьевна, родителям за всем этим, порой, уследить непросто.
— Все дети перед началом учебного года проходят обязательные медосмотры, и мы уже знаем, какие у того или иного ребенка проблемы со здоровьем и на что нужно обратить внимание. Да, у нас не все гладко с наличием школьных медработников, но, в любом случае, без медицинской помощи дети не остаются. Во всех школах есть медицинские кабинеты, которые оборудованы всем необходимым. Наши медработники проходят постоянную специализацию в рамках школьной медицины, повышают свою квалификацию. В течение года идет наблюдение за здоровьем детей и выработан необходимый комплекс реагирования на какие бы то ни было изменения. Контакты с родителями давно организованы в режиме он-лайн. Мы, медики, тоже всегда на связи и с администрациями школ, и с родителями. Сегодня в этом плане беспокойств быть не должно.
Кстати, при наличии серьезных проблем в здоровье ребенка предусмотрены альтернативные варианты обучения — домашнее, индивидуальное. Практика такая у нас есть.
Все это относится к заботам взрослых, чтобы ребенок высыпался, был сыт, активен, здоров и тянулся к знаниям. А дело ученика — с удовольствием спокойно учиться, мечтать, радоваться новым знаниям и общению с теми, кто все эти годы будет с ним рядом.
А. Визняк.
Отправить ответ