Культурный слой. Рукописи из старого портфеля. 22.09.2018 г. № 74

В тишине читального зала среди трех огромных, перевязанных бечевкой стопок, я читала рукописи человека, которого звали просто школьным учителем. Можно только провидением Всевышнего объяснить сохранность этого бесценного груза. Ведь люди часто бывают слепы и неблагодарны. И как эти начинающие рассыпаться листки не были брошены в печь, в костер — трудно объяснить. Ведь уже пять лет, как нет автора этих шедевров — учителя словесности Евграфа Васильевича Студеникина. Ушла следом из жизни замечательная учительница русского языка и литературы, его жена — Зинаида Петровна. Не стало и их сына Юрия. Кому нужны эти тронутые временем папки, альбомы, исписанные учительским почерком сотни листков и тетрадок с именами учеников? Но таким и бывает высокое провидение, когда обычный молодой человек, знающий семью Студеникиных — Максим Шаповалов — сердцем понял значимость этого наследия.

Так многочисленные рукописи, этот объемный архивный материал Евграфа Васильевича оказался в районной библиотеке. Абсолютно точное адресное попадание. Именно библиотеки назвал хранилищем памяти человечества последний «рыцарь культуры» Дмитрий Лихачев. Поэтому, когда Максим Шаповалов предложил просмотреть принесенный архив библиотекарям, этому наследию уже ничего не угрожало. Замечательные, профессионально отличающие бытописательство от писательского таланта, библиотекари приняли под свое крыло самый главный, не имеющий цены архив, уместившийся в четырех папках старого, истертого временем портфеля, принадлежащего ушедшему из жизни, но не из памяти благодарных учеников и читателей, известного на Дону и Кубани писателя Евграфа Васильевича Студеникина.
В журнале «Дон» впервые был опубликован роман, открывавший тетралогию «Задонье». Этот журнал писателем был выбран не случайно. В нем как будто произошло соединение двух веков отечественной литературы на родине Чехова и Шолохова. Несколько папок архива хранят уникальные материалы о русском писателе Антоне Павловиче Чехове, собранные Евграфом Васильевичем за всю его творческую и учительскую жизнь.
Кажется, личной болью скреплены сотни вырезок из газет, публикующих клеветнические материалы о травле великого автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» Михаила Шолохова.
Где эти клеветники? Ни их имен, ни их послужных списков не хранит история. Зато в одном ряду с автором «Тихого Дона» в журнале «Дон» с самых истоков его стоят имена великих писателей. Среди них В. Маяковский, С. Михалков, Р. Гамзатов, Б. Можаев, А. Солженицын, В. Кожинов, Ю. Кузнецов, В. Белов, В. Лихоносов, А. Прасолов, А. Калинин, В. Бондаренко. И здесь же — Е. В. Студеникин, современный классик, подаривший нам тетралогию «Задонье», в которой звук слова «Дон» сродни удару колокола. И этот звук собирает людей, возвышает душу. Поистине родниками издания стали книги Студеникина «Плеть Задонья», «Стон Задонья», «Кровь Задонья» и «Зов Задонья». Эти книги — свидетели стремнинного хода истории.
На обычной печатной машинке рождались сотни листов еще только готовящихся к изданию книг. Бесконечные правки говорят о том, с какой скрупулезной точностью воспроизводил писатель историю о судьбах дореволюционного и послереволюционного донского казачества.
Без волнения невозможно читать о том, как талантливо повествует Студеникин о трудных годах коллективизации и массовых репрессий казачества на Дону. Как под предлогом раскулачивания богатых казаков разоряли рачительных хозяев и стремились искоренить казачество как сословие. Кажется, реально слышишь этот стон Задонья.
В архиве множество вырезок из нашей районной газеты. Студеникин был не только нашим благодарным подписчиком и читателем. Это его талантом запечатлены в слове эксклюзивные истории легендарных людей нашего района. Очерки о Героях Социалистического труда, о знаменитых хлебопашцах и хлеборобах: Захаре Наконечном, Дмитрии Величко, Марии Глушко, Георгии Бурцеве, Евгении Гольдтакере.
Очерк «Бетон стройки» в тончайших деталях передает характер возведения сахарного завода в станице Гиагинской.
«…Станица спит. Погасли огни кинотеатра. Опустело бетонное озеро танцплощадки. Из степи в темные провалы улиц хлынули запахи подсолнечникового цветения, спеющей дыни. На восточной окраине над стройкой гиагинского сахарного завода стоит зарево…»
Пройдут годы, и этим сполохом смутного времени накроется интернациональная стройка большого предприятия. Писатель еще застанет и это время боли и душевных страданий.
Ему ли не привыкать к переломам истории… Ему, человеку, прошедшему дорогами Великой Отечественной войны с 1942 года. 17-летним парнишкой он ушел защищать Родину от фашистов и дошел до самого Берлина. Путь солдата Победы Евграфа Студеникина отмечен орденом Отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Его повесть «На дальних подступах» как раз о том периоде войны, когда на сталинградском направлении были выдвинуты две войсковые армии, которые, имея левый фланг на левом берегу реки Дон, закрыли проход между станицами Суровикино и Верхне-Курмоярской. Студеникин писал о том, что видел своими глазами, и лично шел по степным дорогам и без дорог, занимая вместе с другими наспех приготовленные с зимы сорок второго оборонительные линии.
После войны он расскажет на страницах газет и журналов, альманахов и в собственных дневниках о тех, кто воевал, кто поднимал из руин израненную землю, кто лечил и учил.
Газетные строчки впечатали в историю развития образования имена таких новаторов-педагогов, как В. К. Балахонова, В. Д. Новоселова, Н. Н. Фомина, Л. Г. Лабзюкова, А. А. Шарова. Сотни талантливых ребят воспитали и супруги Студеникины. Это они, отдавшие детям лучшие свои духовные порывы, научили детей любить СЛОВО. В архиве писателя хранятся десятки тетрадок с творчеством детей. Они, влюбленные в СЛОВО, играли в школьном театре, которым так самозабвенно руководил Евграф Васильевич. Где эти девочки и мальчики, чьи сочинения на вольную тему откладывал в свой архив учитель? Ира Педан, Света Унарокова, Оля Дудкина… Все ваши тетради сегодня заняли достойное место в хранилище районной библиотеки, а часть, наверное, будет отдана в районный музей, который тоже является хранителем исторической памяти. Именно так и создается культурный слой России, вспаханный и засеянный добрым духовным семенем, брошенным в землю просвещения такими, как Евграф Васильевич Студеникин.
«Листая старую тетрадь, я тщетно силился понять…»
Наследие старого потертого портфеля должно быть востребовано потомками, которые могут многое понять из его содержания…
А. Визняк.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.