Сегодня невозможно представить современного человека без компьютера и смартфона. Дети получают доступ к электронным устройствам едва ли не с младенчества. В результате — на них сваливается огромное количество информации, и далеко не всегда она полезна.
В российском законодательстве есть термин «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью: физическому, психическому, духовному.
Ещё десять лет назад интернет представлял собой большую библиотеку текстов, картинок и видео. Сегодня «всемирная паутина» — это системы дистанционной работы, учёбы, развлечений, супер- и гипермаркеты, а ещё социальные сети и мессенджеры, через которые ваш ребёнок поддерживает тысячи социальных связей. Дети пишут в сутки от 30 до 300 сообщений в формате текста, фото или видео. И это настоящая виртуальная жизнь. Зачастую родители не до конца осознают значение гаджетов в жизни современного поколения. Многие воспринимают компьютер или смартфон как игрушку. Но это не так. Устройство уже является неотъемлемой частью этого поколения. Виртуальный мир отличается от реального, и проблемы, с которыми сталкиваются дети в сети, отличаются как по сути, так по методам их решения.
За последние годы человечество накопило информации в миллионы раз больше, чем за последние несколько сотен лет. Мы находимся в мощнейшем информационном потоке, и наши дети — в первую очередь. Вспомните свой путь из школы домой. Вы в сопровождении друзей шли по улице, обсуждая события прошедшего дня, а дома выбирали один из пяти телеканалов, слушали кассету, или читали книгу. Теперь посмотрите на современного ребёнка. Он тоже идёт с друзьями, но, кроме физически присутствующих приятелей, его сопровождает ещё с десяток в виртуальном мире. Они на ходу переписываются, созваниваются. Тем для обсуждения намного больше, поскольку благодаря сети они вовлечены в значительно большее число событий. При этом они ещё делятся ссылками, рисунками, видео, фото, делают селфи, играют в онлайн-игры, просматривают бесконечные ленты пабликов… В это время в наушниках играет музыка, а вокруг — рекламные щиты, вывески… Дома общение не прекращается: терабайты рекламы, новостей, информации…
Это новый информационный мир, в котором ребёнок находится сам по себе. И поведение в этом мире отличается. При таком мощном информационном потоке совершенно по-другому работает мозг, он начинает поверхностно анализировать поступающую информацию. В результате образуется клиповое мышление, неспособность к глубокому анализу. Мир воспринимается как последовательность несвязанных между собой событий.
Для получения нового эмоционального переживания обладатель клипового мышления вынужден постоянно искать все более кричащие заголовки новостей, вирусные ролики, слушать более эмоциональную музыку. Зависимость от эмоций — одна из причин интереса детей к недетскому контенту и суицидальным группам, которые позволяют получать более сильные переживания. Клиповое мышление снижает способность к анализу. Как следствие, снижается усвоение знаний и падает успеваемость. Человек становится более податливым к манипуляциям и склонным к популизму.
В чем же причина формирования клипового мышления? Это естественная защита мозга от информационного перегруза. Информационный перегруз — одна из главных проблем цифрового воспитания молодого поколения. К сожалению, информационная диета — крайне сложная задача.
Очень многое зависит от среды, в которой воспитываются дети. Родители могут повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное. Надо, в первую очередь, стараться расширить круг общения. В эпоху информационных технологий важно ограничить детям, особенно имеющим творческий потенциал, доступ к обрывочной, так называемой «клиповой» информации. Родителям важно вовремя корректировать доступ к интернету и телевизору, заинтересовать ребенка кружками, секциями, волонтёрскими отрядами, которые сформируют у ребенка четкие потребности в информации и его заходы в сеть с определенной целью. Знакомить с новыми полезными и позитивными ресурсами, онлайн-квестами, онлайн-кружками, которых становится все больше каждый год.
В нашей стране прерогатива воспитания ребенка целиком и полностью принадлежит родителям. Никто, согласно Гражданскому и Семейному кодексам, не имеет права на воспитание, кроме родителей или официальных представителей (опекунов). Вы даете право школам обучать, библиотекам — выдавать книги, секциям — проводить занятия спортом, заключая с ними договор. Интернет позволяет любому желающему общаться с вашим ребенком. Вы не можете регулировать эти социальные связи. Между тем, по данным исследований, дети сталкиваются с интернет-угрозами достаточно часто. Современный ребенок уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром. Сегодня можно говорить о том, что наши дети живут в дополненной реальности, где органично переплетаются оба мира. Но жизнь в дополненной реальности невозможна без компьютера, планшета, смартфона. Защита устройства вашего ребенка подразумевает не только вирусную защиту. Осуществлять контроль ребенка в сети сложно физически без использования технических решений. Интернет-портал http://www.родители.сетевичок.рф/roditelyam/roditelskij-kontrol поможет найти оптимальное для вас решение.
Е. Пономаренко.
Учитель информатики СОШ № 4.
Отправить ответ