Гражданские инициативы. Поставим памятник женщине-матери. 13.12.2017 г. № 97

Приближается 73-летие Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Мы чтим память погибших и чествуем живых участников сражений Великой Отечественной войны. Мы помним и тех, кто ковал Победу в тылу. Это женщины, старики и дети, к которым принадлежит автор письма, ветеран труда А. Я. Хацуков.
Мы публикуем размышления Аскарбия Яхьевича с надеждой на поддержку общественности его благородной инициативы, которую ветеран уже озвучил на заседании районного Совета старейшин. Инициатива также прозвучала на прошедшем в районе приеме граждан и одобрена председателем ГС-Хасэ РА В. И. Нарожным.
Опубликовав письмо-обращение ветерана, мы надеемся, что оно станет значимым информационным поводом для действия как всех ветвей власти РА, так и для общественности республики.

— Много делается в Адыгее для ветеранов, а старшее поколение, в свою очередь, воспитывает чувства настоящего патриотизма у молодежи. Увековечены на плитах больших и малых мемориалов имена погибших воинов — наших земляков. Они заслужили такой глубокой памяти, как и наши женщины-матери, которые в тылу делили горькую чашу войны вместе с ушедшими на фронт мужьями, отцами, братьями и сыновьями, наравне с ними приближали победный час.
У меня есть предложение — увековечить память наших матерей, женщин в памятнике или даже монументе. Если нет возможности возвести хотя бы небольшой монумент в каждом ауле и селе, то, может быть, установить их в районных центрах республики.
И пусть к гранитному образу женщины-матери, труженицы взрослые приводят ребятишек и рассказывают им о материнском подвиге тех, кто воспитывал детей и растил хлеб. Пусть наши дети и внуки знают, как умели ждать и верить в лучшее, не смотря ни на какие беды, наши женщины-матери…
Сколько было тяжести на их хрупких плечах! Вспоминаю об этом сегодня так ясно, как будто это было вчера, и душа плачет. Подъезжая к родному аулу, я вижу поле, на котором трудилась моя мама. Каждый день после тяжелого труда в колхозе, вспахав как минимум 120 квадратных метров, мама могла за это получить, например, пол-литровую баночку кукурузы. Шла домой не налегке, а несла собранную вязанку хвороста.
Выращенную в хозяйстве пшеницу свозили на элеватор в Гиагинскую; мешки женщины тоже таскали вручную. От выращенного урожая на колхозных полях людям могли доставаться лишь крохи: собирались колоски и мякина, всё это просушивалось, размалывалось на колхозной мельнице и делилось поровну на едоков.
Первые год-два жили довоенными припасами, главным подспорьем были приусадебный участок да корова-кормилица в личном подворье. Однако, всего этого было недостаточно, особенно в многодетных семьях. В пищу использовались солома и мякина, лебеда, ягоды, корни растений, любая съестная зелень.
Наш отец погиб на фронте, потом похоронки пришли и на моих дядьев — мужчин в семье не осталось. Поэтому мы, дети, помогали по мере сил, в том числе и я, семилетний, так хотел быстрее стать взрослым, чтобы облегчить маме её тяготы. У меня был свой инструмент для работы, чем я гордился. Аульские старики делали тогда для маминых помощников более узкие лопаты, чтобы малышам удобнее было ими пользоваться. И эти лопаты берегли именно для нас.
Моей матери-труженице хватило силы духа, чтобы вырастить четверых детей. Мы все получили образование. Я работал ветеринаром в родном Уляпе и заочно учился в Кубанском сельхозинституте, по окончании которого был направлен в колхоз имени Ленина в Гиагинскую, где и проживаю до сих пор. Чем старше становлюсь, тем пронзительнее и светлее память о прошедшем. Пока живы люди старшего поколения, его представители могут направить молодых на путь истинный, подсказать им, как жить по совести.
Сейчас дети войны, вслед за фронтовиками и тружениками тыла, — на переднем крае борьбы за души и умы наших внуков. Поднимает голову неонацизм, фашистская символика реет на знаменах так называемого «правого сектора». И только Россия противостоит злу. В этом государство надеется на наших детей и внуков. Наша идеология заключается в том, чтобы сохранить великую ценность семьи и главной хранительницы семейного очага — женщины-матери. Ее подвиг должен быть увековечен. Уверен, что мою инициативу с возведением памятника Матери-труженице, защитнице Отечества поддержат патриоты и все, кому не безразлична память прошлого… Призываю представителей власти, краеведов, учителей истории, патриотические объединения молодежи, бизнес-сообщества, скульпторов и художников присоединиться к моему предложению. Так мы исполним свой долг перед нашими матерями.
Аскарбий Хацуков.
Ветеран труда, станица Гиагинская.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.