Бессмертный полк. Отцовский орден — сыну. 18.04.2020 г. № 29

«…не могу знать, почему вы ничего не пишете… Если б вы раньше прислали вызов, я б приехал, но сейчас я от вас очень далеко… Скоро закончим эту проклятую немчуру, и тогда я никуда не поеду, а прямо до вас. Следовательно, скоро встретимся. Желаю вам больших успехов в вашей повседневной жизни. Целую вас. Пока — до свидания. Старший лейтенант Норкин».

Пожелтевший листок с побледневшими буквами и указанием адреса отправителя — номера полевой почты — держит в руках наш земляк Анатолий Андреевич Норкин. Родился он в станице Келермесской в 1939 году, и всего в два годика для него закончилась мирная жизнь.

Отец мой ушел на фронт, но я помню, как в 1944 году папа приходил в отпуск по ранению — после первой награды. Его ранило в лицо. Пуля прошла в скулу, и он чудом остался жив. Папа ушел снова на фронт через три месяца. Мне было пять лет, и самое яркое воспоминание — отец идет со мной за руку. А еще помню, как провожали его на вокзал. Папа сел на поезд и махал нам платочком.

Андрей Афанасьевич Норкин родился в 1908 году в станице Темнолесской Тульского района Краснодарского края в семье крестьянина. Работал пастухом, ездовым, рядовым колхозником. После окончания Армавирской партийной школы до 1939 года — парторгом колхоза имени Кагановича в Келермесской, затем — инструктором в райкоме. В августе 1941 года был призван в армию.

Когда А.А. Норкин пришел в отпуск, его просили остаться, чтобы восстанавливать сельское хозяйство. Мужских рук не хватало. Но он решил вернуться на фронт, чтобы отомстить врагу за двоих убитых братьев — Ивана и Николая. Дома остались жена и трое сыновей. А 4 сентября 1944 года старший лейтенант Норкин был убит… И через два месяца родные получили похоронку.

— Нас, детей, в семье было трое. Я — самый младший. Мой отец был вдовцом с двумя детьми, когда маму встретил, — рассказывает Анатолий Андреевич. — Мама была неграмотная, работала в колхозе. Ей сложно было одной воспитывать троих сыновей. Как только началась война, старшего брата бабушка забрала в станицу Темнолесскую, среднего брата забрала тетя в станицу Ханскую. А я остался с мамой. Но связи никогда не теряли.

В память об отце остались его письмо, автобиография и некоторые документы, которые долгое время хранились у старшего брата Анатолия Андреевича. Племянник передал документы младшему Норкину в 2009 году. Тогда Анатолию Андреевичу в руки попало извещение, подтверждающее, что Андрей Афанасьевич награжден орденом Отечественной войны 2 степени посмертно. А еще — свидетельство о подвиге, за который фронтовик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. В описании говорится: «При прорыве вражеского кольца на высоте 966 30.07.1944 года товарищ Норкин первым бросился на штурм обороны противника. При этом проявил геройство и отвагу и воодушевил бойцов на боевые подвиги, своим личным примером поднимал дух бойцов. Прорвал оборону противника и обеспечил выход батальона из вражеского кольца. Сам тов. Норкин из своего личного оружия уничтожил 10 мадьяр и 2 взял в плен. Все время находясь в боевых порядках, смелым отважным броском воодушевил бойцов своим подвигом и словами «Смерть гадам», «За Сталина, за Родину! Ура!» с группой бойцов первым ворвался на шоссе и отрезал группировку противника в районе Ямне-Яремче…»

Орден Отечественной войны 2 степени так и не был вручен бойцу. Сын фронтовика обратился в военкомат, и награда отца была вручена его сыну.

— Очень важно, чтобы наши дети и внуки знали о подвигах наших отцов, дедов и прадедов, — говорит Анатолий Андреевич. — И мы обязаны передать молодому поколению свидетельства истории нашей страны. Пока мы помним, страшные страницы истории не повторятся.
М. Куренина. Фото автора.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам также может понравиться