Стоп, коррупция! Кто главный на дороге? 10.10.2020 №78

Водители, пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты — это не полный перечень участников дорожного движения. Каждый из них может иметь различный социальный статус, возраст, уровень финансового достатка, пол, расовую принадлежность. Но все эти различия перестают существовать в тот момент, когда человек выходит или выезжает на черно-серое полотно с белой разметкой.

«На дороге все равны, и ответ-ственность за свои действия несет каждый, кто по ней движется». Эти слова я услышала много лет назад из уст моего отца — профессионального водителя, который с детства учил меня быть грамотным участником дорожного движения. Актуально ли это сейчас? Безусловно. На дорогах нашей страны с каждым годом появляется все больше автомобилей. Советский автопром, иномарки, старые и новые машины. По идее закон для всех участников движения один, но есть и такие водители, которые считают, что имеют право пользоваться привилегиями. «Красивые» номера, мигалки или «полезные» знакомства. Для «особенных» водителей закон не писан. Но разве может дорогой автомобиль или редкий номерной знак уберечь от ДТП? Станет ли возможность позвонить знакомым оберегом от страшных последствий аварий? Неравенство, пренебрежение правилами дорожного движения и отсутствие культуры вождения часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям. И хорошо, если в них никто не пострадает.
— В своде законов нашей страны не существует такого понятия, как «неравенство на дороге», — разъясняет начальник ОГИБДД ОМВД России по Гиа-гинскому району Н.К. Ешугов. — Есть определенный контингент лиц, в соответствии с законодательством РФ, которые имеют особый статус. Это судьи, прокуроры, председатели правительства, государственной Думы и другие. А для всех остальных правила дорожного движения едины, и их несоблюдение влечет за собой наказания, которые не меняются от стоимости автомобиля или статуса правонарушителя. Конечно же, существуют коррупционные моменты, и человеческий фактор никто не отменял, но с этим мы усердно боремся.
Тема «неравенства» актуальна и очень щепетильна. Чаще всего она проявляется в нетерпимости. Неуважение участников движения друг к другу нередко становится причиной дорожно-транспортных происшествий. Например, водители и пешеходы. Кто из них главнее?
— Возьмем сторону водителя, — говорит Нальбий Казбекович. — По правилам дорожного движения он обязан уступить дорогу человеку, стоящему на пешеходном переходе. Но в то же время ПДД приписывают и пешеходу убедиться в безопасности своего движения через проезжую часть. Зачастую пешеход, чувствуя правомерность своих действий, даже не смотрит по сторонам, а просто начинает движение. Но не всегда, в силу различных факторов, водитель видит, что на дороге человек, не успевает затормозить. Можно назвать такое поведение со стороны пешехода глупостью, халатностью или неуважением к водителям. Пешеходный переход — это не бронежилет, и от последствий столкновения он не спасет. В то же время есть и такие водители, которые намеренно не пропускают пешеходов, преграждают им путь, выводят на эмоции и всячески ущемляют их права. Это явное неуважение, которое также может привести к печальным последствиям. Закон говорит о том, что пешеходы в этой ситуации правы, но что даст человеку осознание собственной правоты, после нескольких месяцев нахождения в больнице? И это в лучшем случае.
Среди автомобилистов существует такое понятие, как культура вождения. Оно не закреплено на законодательном уровне, но на дороге имеет большое значение. Отсутствие этой культуры и провоцирует «неравенство». В основном это касается взаимоотношений между водителями.
— Вежливость на дороге быстрее приведет к снижению числа аварий, — говорит Нальбий Казбекович. — Нет разницы — женщина за рулем или мужчина, опытный водитель или нет. Если транспортным средством управляет новичок, который медленно выполняет маневры, он может выслушать о себе много неприятного, занервничать и стать виновником ДТП. Но если бы при выезде с парковки, второстепенной дороги, перекрестка другие водители проявили терпение и пропустили начинающего водителя, то этого бы с большой вероятностью не произошло. В этом и заключается равноправие на дороге.
— Влияет ли менталитет на культуру вождения?
— Да, причем очень сильно. В каждом регионе, районе и даже населенном пункте свои особенности. Не очень давно я ездил на семинар в город Орёл, где собирались начальники ГАИ со всей страны. И каждый из нас естественно делился своим опытом и проблемами на участке. Везде люди живут разные. Где-то жизнь неторопливая, где-то все спешат. В больших городах скопление машин, пробки и суета. А там, где мало транспорта и расстояния между населенными пунктами достигает несколько сотен километров, преобладает взаимовыручка. У нас, на юге, есть традиция свадебных кортежей, участники которых ведут себя порой очень вызывающе и опасно. Мы регулярно проводим беседы, пытаемся не допустить, чтобы счастливый день стал трагедией. А ведь такие случаи в Адыгее были. Я не хочу сказать, что в республике живут плохие люди, или осудить обычаи народов. У нас регион многонациональный. И все жители заимствуют друг у друга что-то. Но я считаю, что соблюдение традиций не должно становиться правонарушением. Нужно чувствовать «рамки».
В автошколах предмета «культура вождения» нет. Существует только понятие, суть которого заключается во взаимоуважении. Нальбий Казбекович считает, что воспитание культуры участников дорожного движения начинается в семье. Еще до того, как ребенок пойдет в детский сад или школу, он начинает копировать поведение родителей. И только их собственный пример способен привить ребенку уважение к участникам дорожного движения.
— Все, мне кажется, наблюдали такую ситуацию, когда мамочка хватает ребенка за руку и бежит с ним через дорогу, где отсутствует пешеходный переход. Скорее всего в будущем юный участник дорожного движения будет поступать также. Дети, как губки. Они впитывают то, что видят. Но если мать или отец поведут свое чадо к переходу и объяснят, что пересекать проезжую часть нужно только в этом месте, можно быть уверенными, что из этого ребенка вырастет грамотный, культурный участник дорожного движения.
— Вы пользуетесь привилегиями за рулем?
— Мне это не нужно. Я слишком часто вижу последствия несоблюдения правил ПДД, халатности и глупости, чтобы позволить себе подобное. Тем более сесть за руль в нетрезвом состоянии.
— По данным официальной статистики, самое коррумпированное подразделение в структуре МВД — ГИБДД.
— Коррупция в нашей службе имеет два направления. Это дача и получение взятки. Нельзя отрицать, в наших рядах есть сотрудники которые не чисты на руку, но сегодняшняя реальность снизила до минимума возможность «договориться». Все патрульные автомобили оснащены видеорегистраторами, которые работают в режиме непрерывной записи. Кроме того есть портативные регистраторы, которые носят на себе сотрудники. Мы таким образом оберегаем от правонарушения не только полицейских, но и гражданское население. При общении с водителями госинспекторы сразу сообщают, что их разговор записывается. Существует приказ о том, что составление административного протокола сотрудник полиции обязан производить в зоне видимости видеокамеры. Это необходимо для того, чтобы водитель ничего не предложил, а полицейский ничего не взял. Таким образом, права водителя не ущемляются, а сотрудник полиции выполняет свои обязанности согласно закону.
— Так кто на дороге главный?
— Все участники дорожного движения равны. Кто на дороге главный — вопрос к ПДД неприменимый. Правила дорожного движения предписывают всем его участникам и права, и обязанности. Именно им и необходимо следовать.

А. Фомина.
Фото автора
и из открытых источников.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.