Достойные женщины села. Жить ясно, без суеты. 10.10.2020 №78

Село — не город. Здесь каждый человек, как на ладони, всем и все о нем известно. Вот и Нину Федоровну Бондаренко искать долго не пришлось, хотя она, в силу своего возраста и здоровья, в люди выходит уже редко. Мы не случайно ищем встречи с этими, уже пожилыми женщинами, которые вынесли на своих плечах и трудное послевоенное время, и подняли колхозы, и вылечили израненную войной землю.

Мы не случайно так жаждем услышать от них такие простые и такие осмысленные опытом собственной жизни истории. Потому что именно их жизнь — достойный пример для подражания. И если об этом не забывать, то и жизнь наших детей и внуков будет наполнена более осмысленными ощущениями и переживаниями. Хотелось бы, чтобы и внуки Нины Федоровны когда-то попросили свою бабушку рассказать, как она успевала ходить на работу, воспитывать детей, наводить чистоту и порядок и многое другое, и при всем этом оставаться доброй, нежной, ласковой и любящей. Внукам надо почаще заглядывать в железную коробочку, что в кладовке у бабушки Нины, и с интересом рассмотреть старые фотографии, подержать в руках трудовые медали дедушки — мужа Нины Федоровны, да послушать ее саму. Есть чему поучиться и что почерпнуть из бабушкиных рассказов.
— Что я вспоминаю? Работу свою вспоминаю, — говорит Нина Федоровна. — Награды? Да у нас, у баб одна награда — трудиться, быть хозяйкой, матерью. Не думали мы ни о признаниях, ни о наградах. Жили мы ясно, без суеты, не ленились. Крестьянское хозяйство ленивых не терпит. Везде надо было поспеть: с первыми петухами встать, с хозяйством управиться, деток в школу собрать, да и самой на работу бежать. В колхозе работы было всегда много.
Так, без городского шума и суеты, в непростых сельских условиях, при отсутствии механизации и автоматизации, взвалив на свои плечи тяжёлый груз домашних и производственных забот, год за годом незаметно текла жизнь Нины Федоровны Бондаренко. Колхозный труд познала с детства, с той поры, «когда деревья были большими». С 10 лет трудилась.
— Матери наши работали в поле, а мы тягали ведра с водой и наполняли бочки, которые ставились на краю поля. Женщины день и ночь работали: день скирдуют солому и сено, а ночь на току.
А взрослая жизнь Нины Федоровны началась после окончания семилетки.
— Окончила школу, тяпку на плечо и — в поле. У нас было создано молодежное звено. Рая, Толик и Николай Колесниковы. Рая была звеньевой. Делали всё: на мехтоку зерно сушили, коноплю убирали, жали, молотили, свеклу пололи. По три с лишним гектара было у каждой из нас.
Много лет дружное звено значилось передовым в колхозе. Об этом часто вспоминают сами подружки, которым ныне уже за восемьдесят перевалило.
— Но мы все равно встречаемся. С Таей Чекмаревой, с Тосей Лабза, к которой, бывает, сын отвозит. Вспоминаем и нашу звеньевую Раю, и пришедшую ей на смену Любу Санину.
Все нам в радость было. И зори были ярче, и песни звонче. Нынче молодежь не поет. Да и нам как-то не с руки песни петь. Время злое. Запоешь, еще скажут, что напились. А ведь как мы пели, как веселились. Ночью по степи едешь на бричке, все зорюшки перепоем. А люди кругом какие были… Скромные, честные. Жаль, что многих уже нет с нами.
Нина Федоровна чуть не расплакалась, узнав, что недавно ушел из жизни один из председателей колхоза — Павел Антонович Землянский. Не знала.
— Бывало, мы у него спросим: «Павел Антонович, все председатели себе дома построили, а вы что, до сих пор живете «в закутку». А он отвечает: «Я не мог иначе».
В трудовой книжке колхозницы Нины Бондаренко полная картина ее трудолюбия. Выхододней было у нее не меньше 120, а то и более 200 насчитывали.
Перед самым развалом Советского Союза Нина Федоровна ушла на ферму. Достались ей первотёлки. Группа, 16 голов молодняка, разом в один месяц растелилась, и такие испытания пришлось вынести… Их же надо три раза доить каждую. Руки болели так, что ночи напролет не могла заснуть. Но раздоила всех и телят «подняла», ни одного не потеряла.
На ферме трудилась вся семья Нины Федоровны. И муж, и сыновья, и невестка.
— За хорошую работу нам в колхозе путевки давали. Мы с мужем побывали в Волгограде, ездили на море, в Сочи.
Спросила Нину Федоровну о главном: что она вообще думает о своей жизни и работе в колхозе?
— Для меня это было лучшее время, — говорит она. — Веселое. Все зорьки были наши.
Да и сейчас есть чему радоваться. В ноябре внук Алексей из армии вернется, а второй пойдет служить. Значит, будем жить, как и работали: ясно, без суеты.

А. ВИЗНЯК.
Председатель районного женсовета.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.