
Практически все собственники и наниматели жилых помещений сталкиваются с проблемой «коммунального ремонта» в своей квартире. При этом жильцы зачастую не знают, какие услуги управляющие компании обязаны предоставить бесплатно. Пользуясь этим неведением, коммунальные службы могут незаконно взимать дополнительную плату за те работы, стоимость которых была уже включена в ежемесячные счета.
Какой ремонт в квартире службы ЖКХ обязаны делать бесплатно? На этот и другие вопросы ответит руководитель регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Республике Адыгея Татьяна Аркадьевна Гоголева.
За что отвечают управляющие компании?
Основные заботы по содержанию имущества многоквартирного дома в большинстве случаев берет на себя управляющая компания (УК) — организация, избранная для этих целей собственниками жилья или их товариществом (ТСЖ).
Между жильцами и управляющей компанией, как правило, заключается так называемый договор управления — документ, всесторонне регламентирующий их взаимоотношения. В частности, в договоре должно быть упомянуто, какие работы службы ЖКХ обязаны делать в квартире и в доме, какую ответственность они несут перед жильцами и какую ежемесячную оплату эти услуги предусматривают.
На что управляющие компании тратят деньги собственников?
Оплачивая коммунальные счета, собственник или наниматель вправе рассчитывать на то, что управляющие компании будут проводить своевременный ремонт общего имущества в доме, то есть тех коммуникаций и помещений, которые обслуживают более одной квартиры. Сюда относятся инженерные системы газо- и водоснабжения, канализации, освещения, отопления, а также состояние подъездов, чердаков и придомовой территории.
Многие жильцы ошибочно полагают, что коммунальщики обязаны производить ремонт всего оборудования в доме, в том числе того, которое находится на территории их квартир. Однако статья 36 Жилищного кодекса и Постановление Правительства № 491 от 13.08.2006 г. (с редакцией от 26.03.2014 г.) точно определяют, какое имущество является зоной ответственности УК, а какое — собственников и нанимателей.
Какое имущество в квартире отремонтируют бесплатно?
Управляющая компания обязана произвести ремонт того оборудования в квартире, которое является общедомовым.
К нему относятся:
— приборы отопления в квартире;
— стояки холодного и горячего водоснабжения и ответвления от них вплоть до точки первого соединения с отводящими трубами;
— газопровод и отводы от него — до запорного крана либо отключающего устройства, расположенного на ответвлениях, ведущих к газовой плите;
— стояки отопления и ответвления от них до точки первого соединения с отводящими трубами;
— стояки водоотведения и ответвления от них (заглушки, патрубки, тройники и прочее) до точки первого стыкового соединения с отводящими трубами;
— приборы учета (счетчики), находящиеся в этих сетях, если они расположены до точки первого соединения с отводами, запорными кранами и отключающими устройствами.
К частной собственности гражданина, ремонт которой он оплачивает самостоятельно, относятся:
— индивидуальные приборы учета (счетчики воды, газа, электричества);
— газовые и электрические плиты:
— сантехническое оборудование (смесители, краны, водонагреватели, ванны, унитазы, раковины и сопутствующая фурнитура);
— трубы, и отводы, расположенные после точек соединения со стояками;
— домофоны:
— электрические кабели, розетки, выключатели, осветительные приборы, находящиеся на территории квартиры.
При этом неважно идет ли речь о муниципальном жилье, или о приватизированном. для собственников, и для нанимателей эти перечни имеют одинаковую силу.
Что делать, если УК отказывается выполнять ремонт или требует за это деньги?
Если в квартире произошла авария или поломка оборудования, относящегося к общедомовому, управляющая компания обязана в оговоренные сроки произвести соответствующий ремонт. Кроме того, если ремонт имущества собственников внутри квартиры вызван ненадлежащим содержанием общего имущества, или ненадлежащим оказанием коммунальных услуг, собственники вправе требовать ремонт от коммунальщиков, или возмещения понесенных расходов в соответствии с п. 149 постановления Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354.
Если же УК пытается получить с вас дополнительную плату за эти услуги, либо вводит вас в заблуждение и отказывается их оказать, то такие действия являются прямым нарушением закона «О защите прав потребителей» и статьи 310 Гражданского кодекса РФ.
Гражданин в этом случае имеет право подать письменную претензию с указанием своих требований, жалобу в государственную жилищную инспекцию, а в дальнейшем обратиться с иском в суд и получить до 50% от суммы штрафа, присужденного управляющей компании.
Что включает в себя и как принимается решение о проведении текущего ремонта?
Что и в какие сроки должно быть отремонтировано?
Как проверить расходы на общедомовые нужды?
Как будут взыскивать коммунальные долги в приказном порядке?
Как привлечь к ответственности УК или ТСЖ за нарушения?
Ответы на эти и другие вопросы прозвучат в нашей рубрике «Все о ЖКХ».
Поможет кот Харитон
«Журнал кота Харитона» — это новый проект ОНФ, своеобразная доступная и понятная памятка по ЖКХ, которую можно скачать на сайте общественной организации.
В памятке собственникам жилья даётся информация об их правах, обязанностях, правилах эксплуатации помещений, нормах качества коммунальных услуг и других актуальных вопросах. Главный герой проекта — кот Харитон — выступает в роли рачительного хозяина, любящего уют и ответственно относящегося к своим обязанностям.
Первый выпуск журнала посвящён нормам коммунальных услуг в многоквартирных домах. В удобной и понятной форме вы узнаете о правилах внеплановых ограничений подачи воды, температурных отклонениях воды и систем отопления. И куда обратиться в случае нарушения этих норм? Вниманию жителей многоэтажек предлагается постановление правительства РФ, в котором более подробно перечислены требования к качеству коммунальных услуг в многоквартирных домах.
Следующие выпуски «Журнала кота Харитона» будут посвящены обязанностям жильцов, правилам обслуживания газовых плит и другим темам.
Как платить —выбираем сами
За коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в частности, за холодную, горячую воду, электрическую энергию, за отведение сточных вод, теперь можно платить исходя из показаний общедомового прибора учета, автоматизированной информационно-измерительной системы учета или исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов.
Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 258 «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 10.08.2017 г., предусмотрено, что размер платы за коммунальные ресурсы определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В случае оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, размер расходов определяется исходя из показаний этой системы учета.
Однако производить расчет на основании показаний названной системы, допустимо при условии обеспечения возможности одномоментного снятия показаний. Также на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение о порядке определения расходов.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций определяется по-прежнему.
Л. Пиотровская.
Старший помощник прокурора Гиагинского района.
Поддержка льготников
Федеральным законом от 29 июля 2015 года № 176 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнены формулировки ранее действовавших правовых норм, устанавливающих перечень льгот по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт для отдельных категорий граждан (таких как: инвалиды, пострадавшие от радиации, ветераны войны и боевых действий федерального уровня).
То есть, в части возмещения расходов на оплату коммунальных услуг формулировка «в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации» заменена на формулировку «исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке».
В целях реализации федерального законодательства в республике принято постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 25 мая 2017 года № 94 «О некоторых вопросах по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Адыгея», которым предусмотрен механизм предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготной категории граждан в рамках заключенных соглашений между территориальными органами труда и социальной защиты населения и организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, в порядке и на условиях, установленных законодательством, включающих сведения о:
— фактических расходах семьи-получателя мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; определяемых по приборам учета;
— наличии у семьи-получателя мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
— заключении (не заключении) соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
То есть, органами социальной защиты населения осуществляется выплата компенсации гражданам в размере фактических расходов, понесенных при оплате жилищно-коммунальных услуг, но не свыше нормативов потребления в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством.
Для получения компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготной категории граждан необходимо предоставлять сведения об объемах потребленных жилищно-коммунальных услугах в срок до 25 числа каждого месяца поставщикам указанных услуг и своевременно в срок до 10 числа каждого месяца производить оплату за оказанные жилищно-коммунальные услуги.
Министерство труда и социального развития Республики Адыгея.
Отправить ответ