
Следующий, 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Соответствующий Указ подписал Президент страны Владимир Путин. Такое решение было принято в целях признания особого статуса педагогических работников.
Новость в педагогическом и научном сообществе встретили с одобрением. Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что это решение говорит о высоком статусе этих специалистов в обществе, о важности их работы.
— Мы видим, как растет популярность этой профессии, как поддерживают молодых специалистов опытные коллеги и наставники, как развиваются профессиональные конкурсы и как загораются новые педагогические звезды. Со своей стороны делаем все, чтобы профессия учителя вышла на качественно новый уровень. Даем возможность каждому специалисту проявить свои способности в профессиональных конкурсах. Уверен, что мероприятия Года педагога и наставника станут еще одним важным шагом для повышения престижа учительской профессии, — прокомментировал Сергей Кравцов.
Чего ждут от грядущего Года сами педагоги? Мы задали этот вопрос ветеранам профессии, воспитавшим не одно поколение учеников.
Галина Валентиновна Москалева,
учитель начальных классов СОШ № 9:

— Проведение Года педагога и наставника — это очень необходимо. На мой взгляд, в сфере образования есть наболевшие вопросы, которые требуют пристального внимания. Это излишняя бумажная работа, любовь детей к гаджетам. Компьютеризация — это очень хорошо, но школьники даже не хотят читать. Сочинение стараются не написать самостоятельно, а списать в Интернете, но ведь это не дает никакого развития.
Ещё одна немаловажная проблема — дефицит молодых кадров на селе. Бывает, что в педагогический институт идут выпускники, которые не прошли на другую специальность. Какой учитель может получиться из бывшего троечника? Какие знания он даст? И не хотят слушать советов, отвечают: «Мне всё ясно, я всё знаю». Поэтому надо привлекать молодежь, показывать, насколько труден, но и почётен труд педагога. К каждому молодому специалисту мы прикрепляем наставника, и первые два-три года во всем поддерживаем, помогаем. Конечно, есть молодежь, которая с удовольствием перенимает опыт, ходит на уроки других педагогов. Я всегда говорю им: учитель должен в первую очередь следить за дисциплиной в классе, это самое главное. Не будет порядка — не будет знаний.
Сейчас большое внимание уделяется оснащению школ. В классах есть интерактивные доски, новые ноутбуки. Я не стесняюсь обратиться за помощью к ученикам, ведь в каждом выпуске, а их у меня было двенадцать, есть ребята, которые хорошо обращаются с компьютером. Я учу их, а они меня, так и находим общий язык.
Нина Васильевна Васильева,
преподаватель русского языка и литературы СОШ № 8 им. В. Солдатенко:

— Указ Президента РФ В.В. Путина об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника учительское сообщество встретило с оптимизмом. Я думаю, что такое решение продиктовано необходимостью повысить престиж учительского труда, привлечь внимание общественности к профессии педагога, заинтересовать молодых специалистов работать в школе.
Как известно, задача педагога заключается в том, чтобы не только изучать определенные учебные дисциплины, но и воспитывать ребёнка, формировать личность школьника, завтрашнего гражданина. А чтобы решить эту задачу, учителю нужно не только обладать глубокими знаниями, но и уметь сделать их достоянием своих учеников! Учитель сам должен находиться в постоянном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы.
Социальный заказ в современной школе изменился: мы ориентируемся на компетентности школьников в различных сферах жизнедеятельности. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные решать существенные проблемы. Особая роль в этом плане отводится педагогу.
В связи с объявлением Года педагога есть надежда, что нас ждут значимые изменения в оценке статуса учителя. Я думаю, эти изменения должны коснуться стандартов образования, заработной платы учителя, улучшения условий труда в плане финансирования школ, оснащения современным оборудованием, а также характера взаимоотношений школы и родителей.
Думаю, что будут проводиться мероприятия по выявлению и распределению лучших практик среди педагогов. Надеемся, что будут упрощены требования по ведению различной отчётности, что реформы в образовании будут проводиться без оглядки на запад.
Татьяна Владимировна Кучерносова,
учитель русского языка и литературы СОШ № 11:

— Я уверена, что объявление Года педагога и наставника станет важным шагом для повышения престижа учительской профессии. Ведь наша работа важна для каждого человека. Хотелось бы, что в рамках мероприятий, посвященных Году педагога, будут разработаны новые проекты и меры поддержки учителей.
Всё начинается со школьных лет — и великое, и, казалось бы, самое обычное. Для того, чтобы у ребенка эти годы стали счастливыми, обязательно должен быть такой наставник, который каждый день сделает ярким, запоминающимся. Вот таким должен быть педагог, и эти требования накладывают на него особые обязанности. Мне хочется, чтобы предстоящий Год стал по-настоящему Годом наставника. А молодым учителям желаю энтузиазма, творческого потенциала, негаснущей любви к детям. И тогда всё у нас получится.
Екатерина Викторовна Гольдтакер,
учитель начальных классов СОШ № 1 им. А. Сапрунова:

— Надеюсь, что эта инициатива принесет достойные результаты. Мне кажется, что если год будет носить название «Год педагога и наставника», то должны быть запланированы какие-то интересные события, не только конкурсы профессионального мастерства и конференции. Распространение лучших практик наставничества в формате презентаций, публикаций, открытых мероприятий, чтобы педагоги имели как можно больше возможностей обмениваться опытом.
Хотелось бы больше освещения в средствах массовой информации. Но рассказывать не только об успешных школах и учителях, но и тех, которые работают в других социально-экономических условиях, где другой контингент детей. Можно сделать на телевидении цикл передач про учителей в небольших населенных пунктах — как они живут, что волнует, что держит их в профессии. Показывать династии учителей, семейные пары, то есть пропагандировать профессию, повышать престиж педагога.
В свое время, когда я 38 лет назад пришла в школу, моими наставниками были Мира Ибрагимовна Кусова, Инна Андреевна Оленченко, Надежда Константиновна Бигвава, Ольга Алексеевна Акинина. Я до сих пор их вспоминаю с благодарностью и большим уважением, их ненавязчивую помощь и добрые советы.
Думаю, было бы полезным сделать для педагогов Пушкинскую карту, такую же, которой сейчас пользуются школьники и студенты. Это было бы поощрением для педагогов — возможность посетить культурные мероприятия полезно не только для развития кругозора, но и для работы. Иногда хочется отвлечься от школьной рутины и окунуться в другую среду, немного развеяться.
Елена Ивановна Нелинева,
директор СОШ № 7:

— Я очень рада, что Правительство и Президент страны обратили внимание на педагогическую общественность. Думаю, что в связи с этим изменится статус педработников, усилится пропаганда профессии учителя. В нашей школе большая часть педагогов — это наши выпускники. У нас есть опыт привлечения выпускников к преподавательской деятельности, и хотелось бы распространить этот опыт, этот институт наставничества. И, конечно, привнести лучшие практики из других школ.
Конечно, кадры решают всё, особенно на селе, в небольших населенных пунктах. Если мы создадим нужный коллектив, то те задачи Правительства, которые будут поставлены, мы будем выполнять.
А. Мачульская.
Отправить ответ