
Нам, наследникам бессмертного поколения отцов, дедов, матерей и бабушек, будет великим грехом забывать их подвиг в годы Великой Отечественной войны. Сохранение памяти того времени, когда Родина подверглась нападению со стороны фашисткой Германии, — одна из важнейших задач. Материал для настоящей статьи мною взят из истории станицы Келермесской, написанной Михаилом Ивановичем Крыловым в семидесятые годы прошлого века, и на основе личного общения с людьми, о которых Михаил Иванович писал.
Герои-келермессцы
В первые дни войны пять колхозов, работавших на территории Келермесского сельского Совета, отдали фронту все 9 автомашин, лучших лошадей, много техники из МТС. Из станицы на защиту Родины по повесткам Гиагинского РВК ушло более 1500 человек. Люди, объединённые единой волей, единым порывом, мужчины и женщины, коммунисты, комсомольцы и беспартийные сражались на всех фронтах от Кольского полуострова до предгорий Северного Кавказа, участвовали в обороне Брестской крепости, городов-героев Одессы, Севастополя, Москвы, Ленинграда, Киева и Сталинграда. Станичники форсировали Днепр, громили немцев в битве на Курской дуге, Малой Земле. Они освобождали Украину, Белоруссию, Прибалтику, Европу. Участвовали в разгроме врага в его логове — Берлине.
Станичники в ходе войны покрыли себя неувядаемой славой. Многим из них пришлось воевать сперва на фронтах Первой мировой войны, а в 1941 году, несмотря на возраст, — в составе 29-го добровольческого Адыгейского кавалерийского полка. На Курской дуге сражался Толокнов Николай Григорьевич. За мужество и героизм он был награждён орденом Славы 3 степени. Лётчик-штурмовик Солдатенко Иван Алексеевич воевал в Белорусии, Украине. За боевые заслуги он был награждён орденом Красного Знамени. Горбанёву Алексею было 17 лет. Под Волновахой на их батарею фашисты бросили 12 танков. Восемь тигров застыли с развороченными башнями, атака фашистов захлебнулась. После этого боя Алексей Горбанёв вступил в комсомол. Ушли на фронт из станицы Келермесской девушки — Катя Булахова, Тая Солдатенко, Маша Горбанева, Аня Мирошкина, Катя Коротоножко, Катя Чурикова. Антон Евменович Топчий восемь раз был ранен и после каждого лечения снова уходил бить врага. Участвовали жители станицы и в партизанском движении. Так, Гусаров Андрей Иванович участвовал в рейдах Ковпака. Дивенко Е.М., Бенда Павел, Карпов П.И. — партизанили в Майкопском отряде.
И таких примеров подлинного героизма наших станичников не перечесть.
Помощь фронту
Как на фронте, так и в тылу станичники проявляли массовый героизм ради победы над врагом, отдавали все силы, чтобы помочь фронту. Ушедших на войну мужчин заменили женщины, старики, подростки. В колхозе имени Гафицкого Дарья Аркатова стала бригадиром, Стерликова Надежда была избрана председателем колхоза «Красная степь». В этих колхозах десять женщин стали трактористами, а такие трактористки, как Белоусова Анна, Сидорина Евдокия, Болдуева, Шкварова (Дутова) считались лучшими механизаторами. На них легла основная тяжесть при выполнении полевых работ. Комбайнёрами работали Бугаенко Василиса, прибывшая из Казахстана по комсомольской путёвке, Рыбецкая Ольга и другие. Не хватало горючего, и тогда его стали делать сами — перегонять в железных бочках из нефти. Нефть брали из нефтепровода Грозный — Туапсе, проходящего вблизи станицы Гиагинской. Её за шесть километров носили в вёдрах подростки и женщины. Дорожили каждой каплей бензина, масла, смазки. Тракторов не хватало, пахали на лошадях, коровах, рыхлили землю мотыгами, но план сева озимых под урожай 1942 года выполнили.
Прицепщиками и ездовыми работали пятнадцатилетние подростки.
— Мы трудились, не зная отдыха, — вспоминала секретарь комсомольской организации Давыденко (Дёмина) Ольга. — Лодырей не было, каждый хотел победы над фашистскими захватчиками, старались облегчить боевые дела братьев, подруг, сестёр, отцов, сыновей, воевавших на фронте. Старый комбайн не справлялся с уборкой выращенного урожая. Старики налаживали косы и учили женщин и молодёжь косить, вязать снопы, отвозить их на тачках на ток. Зерно на элеватор отправляли на бричках, в которые запрягали лошадей, быков, коров. Кукурузу ломали вручную, доламывали её по снегу.
Разбитые, уставшие на косовице люди находили ещё силы управляться по дому и вечерами вязать фронтовикам шерстяные носки, перчатки. Старухи по ночам на току охраняли зерно, а днём готовили посылки из тёплой одеждой для отправки на фронт.
Комсомольцы находили время для агитационно-массовой работы. Агитбригада из колхоза «Красная степь» гастролировала по соседним колхозам. На вырученные от концертов деньги они покупали сахар, фрукты, табак, продукты и отвозили в госпиталь в детдом, где у них была своя подшефная группа. Посильную помощь оказывали пионеры. Дружины всех школ станицы, оставляя на время занятия, убирали выращенный урожай. Они помогали взрослым отправлять тёплые вещи на фронт с пожеланиями бойцам скорейшей победы. Собирали металлолом для переплавки и изготовления из него танков, самолётов, орудий. Умелая работа партийных и комсомольских организаций и самоотверженный труд колхозников на уборке урожая, заготовке хлеба увенчалась победой. В 1941 году, самом трудном для нашей Родины, колхозы станицы Келермесской сдали государству в два раза больше зерна, чем в предвоенном 1940 году. Весенний сев 1942 года колхозами был проведён своевременно.
Я начинал свою трудовую деятельность в колхозе «Октябрь». Он был образован в начале пятидесятых годов путём объединения пяти мелких колхозов, работавших в довоенный и военный периоды в Келермесской. Мне довелось работать с колхозниками предпенсионного возраста, трудившихся в годы войны: Бугаенко В.Н., Дёмина О.Т. (Давыденко) и другие. Их, тружеников тыла, людей военной закалки, отличали от других колхозников высокая дисциплина, трудолюбие. Это были люди слова и дела.
Станица в период оккупации
В первых числах августа 1942 года в станицу Келермесскую вошли немецкие войска. Фашисты сразу стали насаждать свой «новый порядок». Немецкая пропаганда изощрялась в попытках одурачить станичников, сбить их с толку, разъединить и лишить воли к сопротивлению. С собой они прихватили бывшего белогвардейского атамана Шкуро и генерала Краснова.
Гитлеровцы очень надеялись сколотить антибольшевистскую группу из казаков. Для этого начали заигрывать с казачеством путём многочисленных обещаний. Себя они объявили друзьями казачества, защитниками и покровителями кавказских народов. Однако, встретив повсеместное сопротивление станичников, начали истреблять людей. В первую очередь уничтожали коммунистов, евреев и активистов. Они расстреляли Берегового Ивана Захаровича, его жену Марию Степановну, Ленского Марка Соломоновича — учителя немецкого языка школы и его жену Перегудову Ксению, Перегудова Илью, коммуниста Казина.
Нашлись в станице и продажные люди: Тимоха Власов, Андрей Друшляков, Тарас Сотников. Они добровольно стали полицаями и служили немцам. Часто срывали на станичниках зло за неудачи в поимке партизан, грозили расправой. Староста Косолапов нелегально выдавал землякам справки и помогал выезжать в Майкоп, спасая их от преследования немцев и полицаев (по воспоминаниям Зои Карповой).
«Не враг я своему народу»
В конце августа 1942 года немец-комендант приказал созвать станичников на собрание. Житель станицы Свиридов Михаил преподнёс немцам хлеб и соль, а кулак Куруленко Николай начал обещать станичникам наступление райской жизни, проклинал Советскую власть, с которой, по его словам, уже навсегда покончено.
На собрании было предложено выбрать старосту. Станичники молчали. Потом кто-то из селян назвал фамилию Косолапова Михаила Васильевича. Сам Косолапов был против. Ему, человеку, прошедшему Гражданскую войну, начинавшему новую жизнь в станице с ТОЗов, бывшему бригадиру, завхозу и заведующему фермой, служить фашистам? Если бы ему раньше предложили должность председателя сельского Совета, он бы благодарил и считал великой честью, но служить немцам он не будет. Михаил Васильевич пострадал в 1933 году за то, что заступился за честного человека, но несмотря на это веру в Советскую власть не потерял. По воспоминаниям дочери Косолапова, на его отказ от должности старосты станичники поднимали руки и кричали: «Послужи народу, Михаил Васильевич, тебя хотим старостой». Эти проникновенные слова он понял правильно и согласился.
В Майкопе на территории центрального рынка немцы организовали лагерь. Туда попадали и келермессцы, пытавшиеся уйти в партизаны. Из лагеря люди обычно не возвращались — их отправляли на работу в Германию или расстреливали. Но благодаря заступничеству старосты Косолапова из лагеря были отпущены Харин Михаил, Галичев Фёдор, Галкин Стефан, Булахов Семён и другие. Как вспоминали С. Галкин и М. Харин, к семьям возвратились 20 человек благодаря тому, что староста через станичника Григоренко Александра отправлял продукты коменданту лагеря — мёд, сливочное масло, которые Михаил Васильевич доставал на хуторе Красная Степь. Староста знал и то, что учительница Турик Мария Константиновна и станичница Елисеева Екатерина прячут у себя дома двух раненых красноармейцев, лечат их, рискуя собственной жизнью. Знал и секрет станичницы Бабичевой Любы, которая в лесу на Ульке обнаружила раненого майора Красной Армии и в течение месяца тайком его выхаживала.
В последние дни оккупации старший полицай Друшляков несколько дней добивался у старосты Косолапова помощи в одном деле. На тайном сборище полицаев был составлен список станичников, подлежащих расстрелу. Старосту вызвали в комендатуру и потребовали собрать людей по расстрельному списку. Михаил Васильевич быстрым взглядом просмотрел фамилии. Полицай Друшляков ему сказал:
— Когда дело кончим, можешь ехать с нами.
— Не враг я своему народу и мне незачем от него бежать. Людей на погибель собирать не стану, — ответил староста и разорвал списки.
Косолапова схватили и жестоко избили. Через три дня он умер. 31 января 1943 года станица была освобождена пограничниками 23 полка НКВД полковника Козака Павла Корниловича. Дом и имущество покойного Косолапова отобрали, но станичники рассказали правду и помогли разобраться. После чего перед семьёй Косолапова извинились, имущество возвратили.
Дорого станичникам обошлась оккупация. От школы № 8 осталось полуразрушенное здание — мебель, пособия были уничтожены. Были разорены МТС, фермы колхозов, уничтожен скот.
Невозвратимы человеческие потери. За шесть месяцев оккупации фашистами и полицаями было расстреляно девять станичников. В 1955 году в память о земляках на месте их захоронения на территории СОШ № 8 был установлен памятник со списком граждан, погибших и похороненных в братской могиле: Перегудова Анна Андреевна, Перегудов Иван Терентьевич, Береговой Иван Захарович, Береговая Матрёна Степановна, Береговой Гурий Иванович, Татаринцева Мария, Дубовой Павел Фёдорович (расстреляны в 1942 году); Терентьев Григорий Фёдорович, Терентьева Антонина Фёдоровна (расстреляны в 1943 году), а также неизвестный солдат, который был перезахоронен под памятником в 1960 году.
Сохраним историю для потомков
С того трагического времени прошло восемьдесят лет. Наше послевоенное поколение воспитывалось в духе патриотизма, преданности Родине. Ныне, когда наши вчерашние союзники всячески стараются извратить историю и забыть о тысячах красноармейцев, отдавших свои жизни на алтарь Победы, нам становится обидно за то, что жертвы нашей Красной Армии стараются обесценить. В освобождении европейских стран участвовало 9 миллионов бойцов, потери составили около миллиона человек. После разгрома фашистов ещё 10 лет в Западной Украине, Прибалтике свирепствовали бандеровцы, лесные братья. По данным КГБ УССР, в 1944-1955 г.г. потери с советской стороны в боестолкновениях с бандитами превысили 30 тысяч человек.
В 1969 году меня командировали за призывниками в Украину. Призывной пункт находился в городе Херсоне. Неизгладимое впечатление на меня произвели разговоры с горожанами и родителями призывников — это были добрые, счастливые люди, с искренним добродушием относившиеся к нам, солдатам-пограничникам. Спустя годы в Украине одна часть граждан начала истреблять другую лишь за то, что те выступили за более тесные отношения с Россией и против запрета изучения в школах русского языка. Сегодня в ходе специальной военной операции принимаются все меры для уничтожения возрождённого фашизма. Наши дети и внуки защитят историческую память и сохранят любовь и уважение к поколению победителей, отстоявшему независимость в суровые годы Великой Отечественной войны.

Н. Грицкевич.
Отправить ответ