К Международному дню музеев. Верные стражи времени. 26.05.2018 г. № 40

Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках-скрынях дорогие сердцу одежды, предметы быта, согретые руками нескольких поколений, передали внукам и правнукам истории своей жизни. Именно они, эти чуть тронутые временем вещи, воспитывают у наших детей уважение к предкам, их труду и быту, вызывают неподдельный интерес к народным ценностям. Но есть и еще одна цена этих предметов, пожалуй, самая высокая. Она — в названиях, которые кажутся нашим внукам, порой, непонятными, и даже смешными. Но именно в них заложена точность нашего великого русского слова.

Школьный историко-краеведческий музей в х. Прогресс заслуживает внимания. Он паспортизирован, перед ним поставлена задача сохранять все экспонаты, значение которых высоко оценили республиканский центр дополнительного образования и Министерство культуры РА.
Жизнь в будущий музей в начале 80-х вдохнула пионервожатая Катя Мельникова, которая с пионерами извлекла из груды макулатуры старые альбомы, неизвестно кем оформленные, но целенаправленно посвященные героике прошлых лет.
И Катя предложила тогдашнему директору школы Николаю Ивановичу Борисенко положить начало школьному музею. Помнится, это была маленькая комнатка, с парой стеллажей, на которых покоились те самые «слуги времени»: гильзы и патроны, осколки и кости древних животных. Кроме альбомов, на стеллажах появились две немецкие каски. Их нашли школьники х. Назаровского в 1982 году. Тогда в Назаровском много ребятишек жило, училось. Их сначала возили в школу на лошадке, потом выделили для них старенький автобус «Кубань». На разъезде было много бараков, которые со временем развалились, а мальчишкам — мёдом не корми, дай по развалинам порыться. Вот там-то они находили для музея разные предметы прошлого.
Ребята узнали историю оккупированного х. Назаровского, где и были найдены каски бежавших от наших бойцов фашистов. Ребята так увлеклись поисковой работой, что волей-неволей были вынуждены узнавать и историю происхождения находок, появления в их семьях предметов старины. Стали интересоваться жизнью и бытом старожилов.
Музей приобретал вполне структурированный облик. Здесь продуманно оформлялось место для сохранения образа крестьянского уклада с прялочками, кувшинами, самоварами, угольными утюгами, оберегами.
Правду говорят: лиха беда — начало. Не сказать, что слух о школьном музее «пошел по всей Руси», но народ окрест очень быстро прикипел душой к этому духовному хуторскому центру.
Совсем недавно в музее появилась маленькая гармошка «Ромашка». Ее передал в Прогресс житель станицы Гиагинской Максим Великодный. В СОШ № 5 когда-то училась его сестра, и поэтому дар гиагинца вполне объясним.
В Гиагинской живет парикмахер Катя Пахомова. Семейный самовар она тоже передала в хуторской музей, с которым связана родословная Пахомовых.
Старая ручная швейная машинка попала в музей от медсестры.
В х. Садовом живет арендатор Александр Кошелев, дочери которого учились в СОШ № 5. У них дома есть свой семейный музей, экспонатами которого Александр делится и, более того, старается приложить к их оформлению свои умелые руки.
Екатерина Александровна Мельникова не просто энтузиаст музейного дела. Она сама здесь хранит семейные реликвии.
Особая гордость — старинные вышивки, рисованые ковры, домотканые половики.
— Вот эти половики, — рассказывает Екатерина, — от моей бабушки. Им более 100 лет. А вот эти половички ткала моя мама. Мой папа придумал для ткачества бёрдо, он его сам сделал. Мы же родом с Урала. И я несу в себе эту своеобразную духовную культуру нашего края. Все семейные экспонаты прижились здесь. В них найдут себя и свое прошлое русские, коми-пермяки, татары, удмурты, ханты, манси, марийцы, башкиры. Сколько помню, мама всегда на вопрос: «Чем ты, мама, занята?» — отвечала: «Половички тку».
Нас у нее 4 дочки, и она всем наткала половички. Сестры свои отправили на дачи, а я — в музей. Мама прожила почти 93 года. После себя она оставила нам не только половички, но и лоскутное одеяло. Старинный самовар с медалями и с ручкой из слоновой кости музею достался от моей прабабушки. Это очень дорогие семейные реликвии.
Когда я была пионервожатой, я подключала к сбору экспонатов всю пионерскую организацию. Мы ходили по хуторам и, как цыгане, просили хозяев дать нам что-то из старых предметов. И бабушки с доброй душой дарили нам кувшины и венские стулья, стиральные доски и вышивки. Мы буквально «прочесали» за эти годы хутора Баноковский, Образцовый.
Как же мы благодарны их жителям.
Да ведь и кто знает, смогли бы будущие поколения воссоздать, восстановить образ мудрой старины, если бы не сохранили старики дорогие их сердцу предметы? К примеру, бабушка Кирсанова отдала музею рисованый ковер. Сейчас такие не делают. И не потому, что это не модно. Потому что уже нет тех мастериц, которые владели рисованием ковров.
Когда в музее побывала заведующая отделом краеведения Республиканского центра дополнительного образования детей Х. И. Хавдок, она была в восторге. А уж она-то толк в народном искусстве знает. Особенно ее поразили вышивки, сделанные и подаренные музею узницей концлагеря Кошкаревой Зинаидой Петровной. В этой школе учились две ее внучки.
— Я знала, что она вышивает, — говорит Мельникова, — и мы пошли ее проведывать, а получили в дар вышивки, которые она начала вышивать сразу после того, как вернулась из концлагеря. У нее детей не было, и она вечерами напролет вышивала. Ее вышивки везде — на полотенцах, на покрывалах, вышиты все коврики. И ведь ткань она использовала самую обычную. Но это ни сколь не умаляет уровень настоящего народного искусства.
Уголок музея освящает старинная икона моей свекрови Любови Ивановны Мельниковой.
В музее все время толпятся дети. Здесь многое можно потрогать руками. И это здорово, потому что иначе как получить этот духовный заряд, как ни прикасанием к старинным предметам.
Дети очень аккуратны и осторожны, поскольку именно в этих экспонатах есть большая часть их труда, увлечений, энтузиазма. Каждый предмет записан ими в инвентарной книге, измерен, взвешен.
— Мы сотрудничаем с другими музеями школ, поселений. С руководителем музея СОШ № 4 А. Н. Матвеевым мы делимся экспонатами, опытом и планами. Он очень увлеченный человек, понимающий значимость краеведения.
В музее зарегистрировано 799 экспонатов-подлинников, 120 — вспомогательных: альбомы, журналы, все то, что сделано своими руками. Дети строго знают, что можно сдавать в музей, а что нельзя.
Если экспонаты реставрированные, они так и записаны в инвентарной книге.
Сначала Екатерина Александровна отказывалась брать в музей одинаковые экспонаты. А потом разумно решила: «Пусть будут. Ведь для ребенка, который уговорил свою бабушку, расспросил о предмете, сам принес в школу — эта вещь особенная, наполняющая и его душу чем-то очень важным».
Ребята через участие в работе музея узнали много чего важного. Поэтому так бережно хранят они елочные и просто старые игрушки, деревянные ложки, черпаки и свистульки.… Знают все о гребенках и примусах, могут рассказать историю появления старой гармошки от слепого казака деда Гончара (так его все звали), башлык которого тоже — в музее.
Здесь помнят ученика Сашу Бойко, который уговорил свою бабушку отдать музею удивительные фарфоровые фигурки. Очень трогает история с появлением гипсового солдата Победы с гармошкой, который был доставлен с ул. Заречной от семьи Коробковых.
Многие экспонаты уже побывали на республиканских выставках.
А под стеклом здесь хранятся иные реликвии. Это ордена и медали солдат Победы. Уже нет в живых их родственников, а награды служат всем подрастающим поколениям, как и фотографии героев тыла, ветеранов войны и труда. Здесь же — пожелтевшие письма с фронтов.
37 лет собирали в разные годы дети и взрослые свой музей. Сегодня он — гордость школы и хутора Прогресс. И страж нашей исторической памяти.
А. Визняк.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.